Ваше мнение о семейном школьном обучении

Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Eugene » 17 июн 2012, 13:25

Точнее "внешкольном", например, таком, какое проводил Алексей Карпов
http://papakarp.ru/o-sebe/

Насколько оно может быть эффективно, полезно
Eugene
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 31 май 2012, 23:23

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Анна Никитина » 19 июн 2012, 18:08

С Алексеем Карповым я знакома лет 5, наверное (познакомились на педагогической встрече в Питере, а потом переписывались). Он - большой молодец и огромный труженик. И как писатель, и как художник, на мой взгляд, очень талантливый... Он смог найти себя и реализоваться во многом именно благодаря семейному обучению своих детей. Но он практически только этим и занимался. Мало кто из родителей может себе это позволить, а ещё меньше могут ТАК терпеливо и много работать, как Алексей.
Ознакомиться с этим ОПЫТОМ семейного обучения, его сайтом и всем, что ещё делает Алексей Карпов, - это не только интересно, но это и большая помощь для каждого, кто интересуется НЕшкольным обучением, это большая "пища для размышлений"... Как образование, семейное обучение - очень комфортно для ребёнка, интересно, эффективно...
Однако само по себе семейное обучение, на мой взгляд, хорошо в меру. Слишком долго держать ребенка в "отрыве от реального общества", в котором мы живём, - это всё-таки, как-то неправильно. Куда лучший вариант - на мой взгляд - когда несколько семей объединяются и обучают детей (допустим, в поселениях). Один из серьёзнейших плюсов школы - это ОБЩЕНИЕ (оно, конечно, и минусовое часто бывает, но такой опыт всё равно, по-моему, чрезвычайно важен) и коллективная - ОБЩАЯ! - работа (которой становится, увы, всё меньше и меньше в школе, а ведь могла бы быть, да ещё какая!).
А главную задачу родителей (и учителей!) в отношении образования я вижу в том, чтобы не загасить желание ребёнка узнавать новое, т.е. научить САМОМУ учиться (в том числе пользоваться необходимой литературой, справочниками) и обязательно давать возможность для самовыражения - через музыку, поэзию, живопись, театр и реальные дела... Может это обеспечить сегодняшняя школа? А родители? Как-то приходится совмещать :)
Анна Никитина
 
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 13:34

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Eugene » 19 июн 2012, 19:56

Анна Никитина писал(а):Один из серьёзнейших плюсов школы - это ОБЩЕНИЕ

Я думал над этим вопросом и у меня родилась мысль, что на самом деле оно не нужно.

Попытаюсь проиллюстрировать свою мысль таким примером: ребята в детском возрасте дерутся. Это нормально - развивает стойкость, уверенность, смелость, умение постоять за себя. Эти навыки приобретаются сами собой в будничных школьных драках и развиваются. Ребенок, который никогда не дрался в коллективе лишается этих качеств и легко может стать жертвой в будущем. Но если ребенок начинает заниматься какими-либо единоборствами, уделяя этому ни так уж и много времени, очень быстро в драке он становится на голову выше любых дикорастущих драчунов.

Точно так же и с общением. Для чего это самое школьное общение надо - что бы у ребенка развивалась коммуникабельность, что бы он мог легко достигать своих целей коллективе. Общаясь в коллективе дети непроизвольно развивают свою коммуникабельность. У кого она развилась лучше, тот в лучшем положении, у кого хуже - в худшем. Однако, если мы зададимся целью целенаправленно развивать коммуникабельность ребенка, то очень скоро он достигнет гораздо лучших результатов, чем если бы она самопроизвольно развивалась в коллективе без риска нахватать вредных стадных коллективных привычек. Тоже самое касается навыков слаженной работы человека как члена команды. Нужно только задаться такой целью.
Eugene
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 31 май 2012, 23:23

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение somebody » 20 июн 2012, 12:52

Вот уже 2 учебных года (7-8 классы) обучаю ребёнка на СО. До этого учились в школе.
Я не хочу никого агитировать, ибо это не тот случай. Здесь всё очень индивидуально. Решение уйти из школы принимали всей семьёй, и последнее слово было за сыном (в 13 лет он уже вполне адекватно был способен определиться в этом вопросе). И сейчас возврат в школу отнюдь не закрыт, вот только сын туда не хочет возвращаться. Я не злорадствую (мол, я всегда говорила, что школа - отстой), а просто наблюдаю. Мы с ним беседуем о возможных перспективах возврата в общество сверстников. Может показаться удивительным, что сын упорно отстраняется от коллектива (это было всегда, несмотря на мои отчаянные попытки его туда внедрить). Ведь его никто не обижал (он довольно рослый для своих лет), все охотно с ним пытались общаться, а уж девочки как на него смотрели! А он был счастлив оставаться в одиночестве...

До 7-го класса сын учился без троек (сказывалась общая развитость, приобретённая ещё до школы), и я не лезла в его школьную жизнь (благо он никогда на неё не жаловался, не стремился пропускать уроки), но в 7-м всё как-то резко обвалилось. Пошли сплошные двойки-тройки, я кинулась на помощь, но обнаружилось, что "белых пятен" в его знаниях так много, что тут не латать дыры надо, а полностью всё перестраивать! Мы стали параллельно заниматься с сыном по всем предметам, начиная с азов, ему это очень нравилось, но времени уходило немерено. И тут я узнала про СО и сразу поняла: вот выход! Семейный совет вынес вердикт "да" единогласно, и с декабря сын перестал посещать школу.

Вначале было трудно. Мы упивались свободой от школьного распорядка, но нам оказалось сложно распределить силы и время. По-настоящему подтянуть удалось лишь пару предметов, не больше. Кроме того, вначале мы были не на СО, а на экстернате (так настояла школа). Это близкие формы, но экстернат не предполагал наличие договора, и школа сама составляла график аттестаций, как это было удобно ей, а не нам. В результате у нас получалось то густо, то пусто. Т.е. были большие промежутки времени без всяких аттестаций, а потом за неделю предлагалось сдать 5 предметов. Причём в объёме годового курса. Не могу не отметить, что школа немножечко давала нам понять, что нефиг было дёргаться, а теперь вот терпите! 7-й класс мы закрыли с тремя трояками, но мне уже были важны не столько эти оценки, сколько настоящие знания сына. Я чувствовала, что мы на правильном пути, но нужно было кое-что доработать в организационном плане.

И при переходе в 8-й класс я решила проявить твёрдость и написала заявление, чтоб нас с экстерната перевели на СО. В школе были очень недовольны, закончилось всё тем, что нам предложили перейти в другую школу и экспериментировать там ))
Познакомившись с директором новой школы, я осталась в восторге: впервые мне попался человек из руководства, не боящийся чего-то нового! Я сама составила план-график аттестаций. Теперь мы каждый месяц должны были сдавать по 2-3 предмета, таким образом наши занятия были чётче распределены во времени. И дело пошло! До января я всё ещё сидела с сыном за учебниками, ему было необходимо моё участие (он сам просил меня об этом). Но с января он как-то резко взял всё дело в свои руки, стал учиться полностью сам и звал меня на помощь только если сам никак не мог осилить что-либо. К этому времени по большинству предметов он уже видел связь науки с жизнью (это было то, что я ему объясняла) и понимал, для чего всё это нужно. Мы привели в порядок всю его базу знаний (для этого нужно было освоить заново программы прежних классов), и сыну стало очень легко воспринимать новое: оно уже не казалось ему очередной добавкой к хаосу уже имевшейся информации. Поначалу мне было весьма волнительно: справится ли он сам, готовясь к экзаменам без моего участия? Не переоценивает ли свои силы? Но экзамены он сдал блестяще. Этот год по успехам был лучшим за всё время его обучения в школе. А самое главное - сыну стало нравиться учиться! Вот и сейчас, несмотря на каникулы, он каждый день с удовольствием занимается, осваивая уже материал 9-го класса. Ему так нравится быть полностью самостоятельным!

Резюмируя вышесказанное: есть ли основания утверждать, что семейное образование однозначно лучше школьного? Я так не думаю. В нашем случае это оказалось подходящим - только и всего.
У сына есть приятель, они росли вместе с рождения. Небо и земля! Тот - крайне общительный парень. Спрашивает сына: "Скажи, а не скучно тебе дома одному? Не хочешь снова в школу?" - Сын отвечает: "Нет, что ты! Наоборот, дома я свободен, а в школе - как в тюрьме." Вот вам и разница. Для общительных школа - дом родной, им не столь важны знания, им в радость пообщаться! Но есть и "одиночки" (я сама такая))) - для них, возможно, эта форма - самое оно! А что касается общения - оно ж не только в школе происходит ; )))
somebody
 
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 28 янв 2012, 22:26

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Анна Никитина » 18 июл 2012, 16:50

Eugene писал(а):если мы зададимся целью целенаправленно развивать коммуникабельность ребенка, то очень скоро он достигнет гораздо лучших результатов, чем если бы она самопроизвольно развивалась в коллективе без риска нахватать вредных стадных коллективных привычек. Тоже самое касается навыков слаженной работы человека как члена команды. Нужно только задаться такой целью.

Хотела поразмышлять по поводу вышесказанного. Думаю, что здесь не всё так просто. Хотя я тоже считаю, что кроме школы есть и другие "места для общения", однако никак не могу согласиться, что для решения таких важных качеств в человеке, "нужно только задаться такой целью". На мой взгляд, только "полное погружение" в какую-то среду может реально научить и выживать, и жить. Я не против "целеноправленного развития коммуникабельности", как не против обучения плаванию на берегу или "изумительного учителя по английскому языку", однако... Никакие тренинги и учёба не могут заменить реальной жизни и "полного погружения" (не на час, а на неделю, месяц, год!) "в школу" ли, " в море" ли, "в другую языковую среду" - смотря какую цель мы преследуем.
БП приводил приблизительно следующие цифры: если человек слушает - он усваивает 5-10% информации, если он еще и видит - то усваивается около 15%, но если человеку дают возможность сделать самому :!: - тогда запоминается более 50% информациии. Есть еще замечательное восточное высказывание: "Если я услышу - забуду, если увижу - запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму!" - это я на память своими словами пересказываю, но суть та же.
А современная школа - отображает по существу наше общество. И если я еще могу понять и принять, когда дети не посещают начальную школу, то лет с 10-12, думаю, надо "пообтесаться" в этой школе самостоятельно. Конечно, хорошо бы посмотреть на коллектив учителей школы, познакомиться с традициями школы, с родителями класса, куда будет ходить ваш ребенок, но совсем лишать этой "школы жизни" - не стоит... Вспомнила повесть Короленко "Слепой музыкант", где слепого подростка - без родных! - вместе со слепыми нищими на целый год :!: отправляют "в мир"... И СКОЛЬКО необъяснимого и чрезвычайно важного такое "путешествие" дало гениальному музыканту на всю жизнь вперёд!
А чтобы было меньше "риска нахватать вредных стадных коллективных привычек" - для этого мы, родители, и должны максимально выкладываться еще ДО школы и всю жизнь... :)
Анна Никитина
 
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 13:34

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Алексей Карпов » 18 июл 2012, 20:43

Я все же не соглашусь, что отдать ребенка в школу - это автоматически его научит общаться с людьми гармонично. Я бы не стал эту ситуацию однозначно ассоциировать с изучением иностранного языка методом погружения в языковую среду.
Во-первых. Есть интроверты и есть экстраверты. Для очень многих интровертов современная массовая школа - это чрезмерная, временами даже запредельная дозировка общения. Психика такого ребенка просто не выдерживает подобных нагрузок, возникает масса внутренних напряжений, ребенок или начинает в школе валять дурака, или замыкается в себе, или старается почаще болеть (чтобы отдохнуть дома)... А вот для экстравертов обильное и разнообразное общение - это норма, это естественная потребность.
Во-вторых. Чаще всего в современной школе дети "просто общаются", а не делают что-то вместе, не преодолевают вместе трудности, не учатся брать на себя ответственность за какое-то общее дело... Это не имеет ничего общего с подготовкой к "реальной жизни". Мы же не скажем, что поездки в транспорте и непринужденная болтовня с соседями по автобусу учит нас строить отношения в рабочем коллективе или в семье... Конечно, определенный опыт общения со сверстниками школьная тусовка дает. Но он явно недостаточен. Я бы оценил так: он дает 15-20% того, что ребенку необходимо освоить в сфере общения.
В-третьих. Человек вполне может дополнить нехватку школьного общения, когда уже станет взрослым - в вузе, на работе, во всяких мероприятиях... Человек, если ему это надо, может быстро учиться.
То есть все же это тема сложная и неоднозначная...
Алексей Карпов
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 23:51

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Анна Никитина » 22 июл 2012, 18:07

Алексей Карпов писал(а):Чаще всего в современной школе дети "просто общаются", а не делают что-то вместе, не преодолевают вместе трудности, не учатся брать на себя ответственность за какое-то общее дело...
- если не делают что-то вместе, не преодолевают вместе трудности..., то - точно так, согласна:
Алексей Карпов писал(а):Конечно, определенный опыт общения со сверстниками школьная тусовка дает. Но он явно недостаточен. Я бы оценил так: он дает 15-20% того, что ребенку необходимо освоить в сфере общения.
- пожалуй, придется согласиться ! НО ! Если находится НАСТОЯЩИЙ друг в школе, и людей (и детей, и учителя) не связывают только школьные уроки, то - это будет и больше 50% (особенно в подростковом возрасте).
А если Учитель - такой, как К.С. Скороход (скоро разместим на сайте его работы!), то - куда без ТАКОЙ школы?! :) . И в школе - ЛЮДИ. Разные, совсем другие - не такие как мы! Но это же и здорово - постигать другие миры и впускать в свой..! И это так трудно! Даже взрослому. Конечно же, Алексей, соглашусь, что не такая уж простая и однозначная эта тема. :!:
Анна Никитина
 
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 13:34

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Eugene » 02 авг 2012, 23:39

Алексей, а почему Ваш второй сын расхотел учиться дома?
Eugene
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 31 май 2012, 23:23

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Алексей Карпов » 13 авг 2012, 22:11

Eugene писал(а):Алексей, а почему Ваш второй сын расхотел учиться дома?

В какой-то момент ему стало дома скучно, как бы "тесно" психологически... А тут еще все мои дети активно занялись туризмом, который организован был при школе относительно недалеко от нашего дома. Познакомившись в трудных и долгих походах со многими ребятами, почувствовав эту атмосферу коллективного взаимодействия, Коля и решил с 9 класса пойти в ту самую школу - чтобы уже погрузиться во все это по полной программе. Там в течение учебного года все время были походы, соревнования, дополнительные занятия на скалодроме... Мой второй сын, Тима, тоже много во всем этом участвовал, но в школу ту ходить не захотел, ему все же больше нравилось дома, в свободном режиме.
Алексей Карпов
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 23:51

Re: Ваше мнение о семейном школьном обучении

Сообщение Евгения И » 09 ноя 2012, 09:50

Здравствуйте!
Если мои родители смогли организовать тогда для меня школу дома, то я была бы счастлива!
Сейчас я уже сама мама 2-клашки. Еве 8 лет. С первого класса у неё уже пропало желание её посещать. Больше из-за учителя, думаю. Хотя преподаватель у дочки достаточно приятная женщина, нам все её нахваливали, Еву оценили высоким баллом и отправили сразу к ней в класс.
Но спустя несколько недель дочка стала рассказывать, что учитель кричит на них. У нас в семье никогда голос не повышается. Больше крик на ученика от того, что забыли учебник или тетрадь, как я по рассказам поняла и от поведения... Дети её любят, я вижу, что тянутся, но дочкины рассказы о том, что учитель опять на кого-то кричала, не даёт мне покоя. Я сама была преподавателем, хоть и немного(художественное отделение), вела у первоклашек занятия, знаю, какие дети бывают неугомонные, их просто нужно грамотно переключать уметь на новое, уделить внимание тому, кто шумит, подойти и обнять, сказать, что мы все его очень любим и просим вести себя тише... Проработала не долго, система меня "съедала".
Я потом и сама услышала, однажды, как кричит Евин преподаватель. Гиперактивного мальчика очень грубо поставили на весь урок в угол за что-то, я считаю это унижением. К детям я отношусь как и ко взрослым, с уважением, они такие же личности нашего общества. Меня возмущает, когда ребёнку говорят что-то типа "не дорос" и т.п, толкают, торопят...
Вспоминается "Ералаш", где мальчик фантазировал, что он директор школы:) Или "Денискины рассказы"(Драгунский), где сын говорит маме, что она не ест кашу и выглядит как:"Вылитый Кощей!":))
Меня ужасают вечно курящие повара у запасного выхода, какие руки и "сердца"кормят наших детей. А ещё мы не едим мяса, против прививок и т.д и т.п.))) Сложные родители для внешней среды, а внутри нам комфортно,это наша же жизнь. Не хотим стадно жить, по указу, сами во всём разбираемся.
Мы любим путешествовать, много ездим с дочкой. При всём этом дочка общается, дружит со всеми, кто ей нравится.Ходит на курсы музыкальные и театральные, ухаживает за животными и поёт...
Но, всё - равно, в школе мы НЛО.:)
Могу рассказать немного о себе, как о школьнице. И при этом я ни на каплю не хочу сравнивать себя с дочкой и наоборот. Это лишь мой опыт.
Я сменила за школьные годы 5 учебных заведений. Так уж получилось, что родители переезжали из района в район в одном городе(а раньше школы закреплялись по районам) и меня переводили в другую школу, потом из города в город 2 переезда было.
Естественно, в каждой школе свой план, своя программа, преподавательский состав другой, ребята, устав и традиции школы, в общем, всё другое.
Характер у меня был сложный внешне, но и внутри я ощущала себя белой вороной, комплексов куча, физические недостатки, от которых я избавилась уже будучи мамой...
Меня удручала школа в плане самого ОБЩЕНИЯ! Я хотела там УЧИТЬСЯ а мне приходилось ОБЩАТЬСЯ, меня часто унижали, обзывая, от чего я очень сильно страдала и замыкалась. Хотя я всегда участвовала во внеклассных кружках, т.к во мне жил исследователь, любовь к изучению всего на свете.
И вот в кружках-то мы именно изучением и занимались, общение шло чисто по делу, а в школе наоборот, хотелось стать невидимкой. Иногда потому, что когда тебя вызывают к доске, ты не можешь ответить не потому, что не знаешь, а потому что не можешь и всё! :))
Помню как одна "училка"(простите, иначе не скажу), била всех указкой, кто сидит не смирно, дала мне импульс выучить все права ученика и учителя, т.е "Устав школы". Потом я "качала права", как сейчас говорят:))И за это меня не любили многие. Я всегда искала альтернативу знаниям, данным только в учебнике.
А по русскому языку я писала диктанты на 5, но как только меня спрашивали устно какое-то определение, я не могла ответить. На вопрос, а как же я пишу правильно, я пожимала плечами, я знаю, что надо так писать и всё.:))
Не скажу, что грамотей из грамотеев,могу и с ошибками писать, но мне легче и приятнее всего выражать свои мысли, прописывая их, а не устно.
Я до всего дохожу сама, мне легче так, даже художником я стала САМА, копируя картины из книг, потом мне долго не верили, что руку мне не ставил профессионал.
Я это к тому пишу, что в человеке есть все эти знания. Роль и суть учителя в том, чтобы помочь их вспомнить и закрепить в практике. Но делать он это должен очень уважительно, корректно, играючи, как бы сам учитель должен порой становиться этаким исследователем - ребёнком, ровесником своих учеников.
Зачастую у нас школьное образование остаётся больше теоретической базой, хотя и это не факт. Всё очень индивидуально!!!!
Школа школе рознь, как и учитель учителю тоже.
Но я говорю сейчас о себе, что моя личность, живущая во мне тонкая натура, выбрала бы тогда СО.
И сейчас я думаю о дочери и о своих будущих детях, что бы им предложить? Я предложила Еве СО, она аж запрыгала от счастья, согласилась сразу, при ней останутся её любимые кружки и друзья...
Только теперь мне самой, в очередной раз, нужно повзрослеть и взять эту приятную ответственность на себя!
Спасибо всем, кто дочитает моё сообщение до конца и может поделится своими впечатлениями или опытом.
За ссылку на Папу Карпа огромное спасибо!!!!!!!!!! Я сейчас там почти вся:))
От улыбки станет всем светлей!:))
Евгения И
 
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 08 ноя 2012, 10:23
Откуда: г.Усть - Кту

След.

Вернуться в Альтернативное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron