Социальные отношения на примере обезьян

Взаимоотношения, праздники и традиции, увлечения и т.п.

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Алексей Карпов » 11 фев 2012, 11:19

Да, Age, существуют разные модели воспитания: 1) более суровые, жесткие и ориентированные на эволюционно более древние части человеческой натуры; 2) более мягкие, гуманные, акцентирующие усилия на более высокие стороны личности. Мне ближе второй подход. Ну, я по натуре человек такого типа. Но я, например, знаком с одной женщиной, которая много-много лет работает с подростками, половина из которых - "трудные"; у меня в течение многих лет была возможность подробно и внимательно наблюдать методы этой женщины - они весьма суровы, ведет она себя жестко и часто агрессивно... - и все это отлично работает! Она ставит себя с ребятами как тот самый жесткий и сильный лидер в стае, о котором вы, Age, писали :) Ну, она такова по своей натуре, ей такой стиль воспитания ближе... Эта дама - один из самых лучших педагогов, которых я в своей жизни встречал. Словом, каждый выбирает себе стиль "педагогического поведения" - в соответствии со своей натурой, с возрастом и особенностями детей, которых воспитывает... И в каждом стиле есть свои плюсы и минусы, свои сильные и слабые стороны... Но я категорически не согласен с мыслью, что чем младше человек, тем менее он склонен действовать на основе более высоких мотивов своей души! Ну, это просто полностью противоречит всему моему опыту. Да и по части экстремальных ситуаций - не согласен. Ведь кто-то в критических обстоятельствах проявляет себя более как человек, а кто-то - более как животное. И каждый из нас, в общем-то не знает заранее, какая из наших сторон возьмет верх, когда размышлять времени не будет...
Алексей Карпов
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 23:51

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Алексей Карпов » 11 фев 2012, 11:46

Мне кажется, с лидерством очень много путаницы... Как бы априори, "эволюционно", считается, что надо к лидерству стремиться, что лидер в каждом коллективе нужен... Но это, по-моему, просто стереотип, навеянный тысячелетиями истории :) Я бы сказал так: надо смотреть, в какой ситуации какая доля моего лидерства нужна, целесообразна - с точки зрения интересов развития всего коллектива. Я должен уметь гибко переходить между тремя позициями: лидер, ведомый и на равных. Я не должен привязываться к какой-то из них жестко. Типа: "я своих детей на 20-25 лет старше, я взрослый - значит я во всем лидер". В одних ситуациях я брал и беру на себя роль лидера (разумеется, теперь это возможно лишь с согласия моих выросших детей), а в других ситуациях предоставлял возможность лидировать ребенку и сам был ведомым. И данное соотношение меняется по мере взросления детей - я все в меньшем и меньшем количестве ситуаций брал на себе роль лидера. Разумеется, в моем подходе есть слабые стороны: довольно большая доля "бардака", отсутствие четкой структуры действий на все случаи жизни, не очень оптимальное развитие многих ситуаций вследствие неопытности детей-лидеров... Но есть и плюсы: дети с ранних лет развивают в себе лидерские качества, умение планировать свои поступки и полностью отвечать за них, дети постоянно чувствуют уважение к себе, дети приобретают свой опыт управления реальными ситуациями... Но вообще больше всего мне нравится позиция с детьми на равных...
Алексей Карпов
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 21 дек 2011, 23:51

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Андрей » 11 фев 2012, 23:34

На мой взгляд, наиболее глубоко вопрос социальных отношений рассмотрен а в Основах социологии, например, здесь: http://kobovec.org.ua/sociology29
Андрей
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 25 дек 2011, 17:50

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Анна Никитина » 12 фев 2012, 14:32

Андрей, спасибо за ссылку - действительно, серьезная работа. И интересное представление об "эволюции человека" - есть над чем думать...
Анна Никитина
 
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 13:34

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Александра » 12 фев 2012, 20:07

Позвольте поучаствовать. Говорю сразу: я не отрицаю животной сущности человека, её от человека не отделить. Но, по-моему, в том и парадокс, что человек должен находиться в постоянной борьбе, в постоянном усмирении своей животной сущности, чтобы остаться Человеком. Ну, конечно, не совсем усмирить, ;) но чтоб Человек был главным.

Ведь, эта животная сущность, заложенная в нас самой природой, изначально уже сильнА, и проявляется, можно сказать, сама собой - без наших на то усилий. А вот чтобы воспитать Человеческое в себе ли, в ребенке - тут без работы не обойтись. Причем, очень большой работы… И очевидно: чем больше развито в человеке это Человеческое, тем менее пригодны зоологические модели для объяснения его поведения. Тут, по-моему, все солидарны…

Да, в целом применение зоо-моделей к человеку сравнимо с попыткой объяснить какие-нибудь очень сложные явления, что называется "на пальцах", но порой, особенно когда только начинаешь исследовать вопрос, именно это и бывает нужно. Главное - на этом не останавливаться.. А еще, соглашусь с Аge, "животный зов» усиливается в экстримальных условиях.
Плюс: кто мне скажет - например, Антон - в какой точке сейчас он находится на отрезке "животное – человек абсолютный"? Если принять за "человека абсолютного" - человека без животных инстинктов. - Таких не знаю! ;) . Так что к каждому из нас в той или иной мере применимы зоо-модели - хотим мы того или нет. Вопрос, как определить эту меру. Возможно, каждый судит по себе ;) ... Но в какой бы точке мы сейчас ни находились, главное не менять направления эволюционного процесса - и идти к Человеку...

А если ближе к практике, то так. Действительно, с самого рождения (и на протяжении всей жизни) в разные периоды в человеке пробуждаются разные животные инстинкты. Взрослые с ними пусть сами, в силу своего воспитания, разбираются; а вот как быть с детьми?.. Даже насчет "лидера стаи" столько разных мнений.. Если заморочиться этим серьезно, мне кажется, родителям надо для самих себя решить, какие из этих инстинктов будут мешать развитию Человека (каким они его представляют ), противоречить человеческому, а какие, возможно, наоборот (ведь есть, н-р, материнский инстинкт!). К тем, что "забраковали" - искать пути перерождения, перевода на тонкий человеческий язык, а те, что решили оставить – пусть живут дальше.. ;)
Александра
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 14:57

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Age » 13 фев 2012, 13:32

Андрей писал(а):На мой взгляд, наиболее глубоко вопрос социальных отношений рассмотрен а в Основах социологии, например, здесь:

Андрей, при всем моем уважении к чужому мнению, не могу с вами согласиться. На всеобъемность труд явно не тянет:
- жесткое разделение типов на плохой и хороший. Типы крайне не базовые и лишь частично охватывают известные человеческие модели поведения.
- жесткая ориентация на религиозный тип сознания, разделяющих всех на свой-чужой. Пропагандируется, что атеистам нет места в этой жизни.
- утверждение, что совесть, а значит и поведение в течение всей жизни - врожденное чувство. Огромное количество исследований утверждает обратное.
- попытка манипулировать сознанием читателя путем обращения к авторитетным источникам - составителям словарей.
- отсутствие каких либо практических примеров и исследований. Наличие только голословных утверждений авторов, многие из которых подаются как догмы, аксиомы.
- опять же, вместо практики обращение к народному фольклору и попытка с помощью сказок доказать истинность утверждений авторов.

Андрей, благодарю за попытку нести свой вклад в развитие ресурса, но никак не могу рекомендовать вашу ссылку участникам форума, как источник знаний или методов решения проблем. Особенно в области развития семьи и детей.
Последний раз редактировалось Age 13 фев 2012, 17:46, всего редактировалось 1 раз.
Всему свое время.
Аватара пользователя
Age
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:34

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Антон » 13 фев 2012, 15:24

Андрей писал(а):На мой взгляд, наиболее глубоко вопрос социальных отношений рассмотрен а в Основах социологии, например, здесь:...

Age писал(а):Андрей, при всем моем уважении к чужому мнению, не могу с вами согласиться. На всеобъемность труд явно не тянет

Соглашусь с Age, это довольно примитивная, и на мой взгляд, вообще основанная на ложных предпосылках теория, которая может только запутать родителей. Подумать над ней можно, но желательно только для того, чтобы отвергнуть :-).
Антон
Администратор
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 09 дек 2011, 15:00

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Age » 13 фев 2012, 17:45

Тема лидерства в общем виде здесь рассматривать не имеет смысла. Интересующихся отправляем к книгам по менеджменту и психологии.

А здесь, ИМХО, уместно обсуждать бытовое лидерство. Т.е. отношения внутри небольших коллективов, устойчивых (класс, семья), и кратковременных (турпоход, вечеринка).
Тема лидерства в семье сложна и неоднозначна. Порекомендую книгу Л.А. "Я учусь быть мамой" http://nikitiny.ru/sites/default/files/books/Ya_uchus_byt_mamoy.pdf
Стр. 22.

Но на работе и в семье роли обычно устоявшиеся, неизменные. Игра в лидера не совсем то. Ведь это лидерство отнимают, как только родитель или начальник решить, что все хватит, наигрались. "Сегодня Вася показывает дорогу и все слушаются Васю". Да, Вася на время становиться лидером, да, он тренируется. Или, "Иванов это придумал, он и будет реализовывать, а все будут выполнять его распоряжения". Иванов стал лидером, но не факт, что им останется. Это формальные лидеры, и часто они не могут сделаться реальными, неформальными лидерами. Почему? Потому что не проходят тест на лидерство.

Опять этот пресловутый "тест", который даже меня начал раздражать. :x

Прошу понимать "тест на лидерство" не как какие-то конкретные действия, а как некоторую абстрактную концепцию. Нечто, делающее лидера лидером в глазах остальных. Точнее, к сожалению, не могу пока сказать.

Таким образом, у нас остается самая динамичная площадка для бытового лидерства: школьные классы, студенческие группы, различные мероприятия (спортивные, развлекательные и т.д.) Лидеры здесь возникают и пропадают, свергаются или крепнут. Ключевая особенность: бытовое лидерство не несет особых преференций, а вот обязанностей добавляет изрядно. Лидеров может быть много.

Мне в жизни (2 школы, техникум, институт, студенческое общежитие, спортивные секции) не раз приходилось становиться лидером, и по назначению, и по общему голосованию, и самовыдвигаясь. Мои наблюдения таковы: большинство людей не готовы быть лидерами, поэтому легко принимают лидерство другого, как только появляется такая возможность. И не просто легко, а с радостью. При этом, даже если власть отдана добровольно, от каждого человека будет исходить сопротивление этой власти, т.е. воле и желаниям лидера, и нужно затратить некоторое количество сил, чтобы достичь цели. Получить власть легко, а вот сохранить сложно.

И второе наблюдение, самому коллективу лидер необходим. Это не некий стереотип, а вполне насущная потребность каждого (участника). Даже для самой элементарной задачи существует множество различных путей решения. И роль лидера, как синхронизатора, возрастает со сложностью задачи или с ростом количества ее исполнителей. Неотъемлемая роль лидера - право карать и миловать. И это право добровольно отдается участниками, т.к. необходимо им самим. Нашел еще одну роль - эталон, пример, на который можно ориентироваться.

Нужно ли стремиться к лидерству? Если смотреть в разрезе, нужно ли учить детей быть лидерами? то ответ, ДА. Уважаемые участники форума заняты выращиванием чад, интеллектуальные и физические данные которых предположительно будут значительно выше среднего, значит им прямая дорога в лидеры и вот тут им интеллект не поможет. Это раз.

А два, то что научиться чему-то можно только делая это. Научиться быть лидером можно только постоянно пробуя быть лидером. Кроме того, быть лидером это еще и постоянное саморазвитие.

Нужно ли стремится к лидерству преподавателям или родителям. Сохранение позиций лидера у преподавателей - первостепенная задача. Ведь если ученики его не уважают и лидером не считаю, то такой преподаватель не способен нести знания. Почти в полной мере это относится и к родителям. И уповать здесь на высокие моральные принципы учеников и детей по меньшей мере недальновидно.
Должны быть конкретные методы, направления, в которых надо двигаться, чтобы остаться лидером.

В чем суть теста на лидерство? Что лидер должен пройти, что бы им остаться, вот вопрос?
Всему свое время.
Аватара пользователя
Age
 
Сообщения: 101
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:34

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Андрей » 13 фев 2012, 20:57

Age писал(а): Андрей, при всем моем уважении к чужому мнению, не могу с вами согласиться.
Age, я тоже уважаю чужое разумение, поэтому уже давно не ставлю себе задачу кого-либо в чём-либо переубедить, так как знаю, что научить можно только того, кто хочет научиться и прилагает к этому собственные усилия, поэтому считаю своим долгом указать своим собеседникам на новую информацию или факт, достоверность которых , на мой взгляд, высока.
Age писал(а): никак не могу рекомендовать вашу ссылку участникам форума, как источник знаний или методов решения проблем. Особенно в области развития семьи и детей.
Вообще говоря, я не просил Ваших рекомендаций, просто считаю важным, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться с изложенным там подходом. И уважая разумность каждого человека, полагаю, что каждый из них сделает собственный вывод относительно ценности данной информации. Вот у Анны Никитиной, совершенно другое отношение к ней. Почему так? Той жёсткости, о которой Вы пишете, Анна не увидела, тем более, что её в предложенной информации абсолютно нет, скорее это Ваше мироощущение.

Антон писал(а):Соглашусь с Age, это довольно примитивная, и на мой взгляд, вообще основанная на ложных предпосылках теория, которая может только запутать родителей. Подумать над ней можно, но желательно только для того, чтобы отвергнуть :-).
Антон, за родителей я абсолютно спокоен, так как уверен в их здравом смысле, так же как и в Вашем. Вот Вы схода отвергли эту теорию и ведь, ничего страшного не произошло, но мне было бы интересно узнать, в чём Вы увидели ложные предпосылки?
Я не являюсь, ни автором этой теории, ни её апологетом, просто мой личный опыт, анализ поведения в различных ситуациях моих близких и знакомых, мои не очень связные мысли на этот счёт на протяжении многих лет, как оказалось, очень сходны с тем, что изложено в представленной теории. Поэтому грех было не воспользоваться столь чётким и кратким изложением во многом моих представлений.
Буду очень признателен Вам, если Вы поможете мне изменить мою точку зрения.
Андрей
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 25 дек 2011, 17:50

Re: Социальные отношения на примере обезьян

Сообщение Анна Никитина » 15 фев 2012, 17:08

Уважаемые Андрей, Age и Антон !
По поводу работы, рекомендованной Андреем, скажу коротко своё впечатление. Мне было ИНТЕРЕСНО читать - что-то очень близкое, в чем-то хотелось возразить и поспорить... Конечно, попытка - социально-психологическая :D - разделить людей на некие категории - для меня, честно говоря, не близка (потому что, как и любое психологическое деление на "типы", она достаточно жестко "загоняет" каждого человека в какую-то определенную "ячейку"). Но В ЦЕЛОМ эта работа заставляет задуматься, прежде всего, над своим собственным СОСТОЯНИЕМ и НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ. А это - для меня - ценно!
Я очень уважаю определенность во взглядах и умение отстаивать свои взгляды: и у Age, и у Антона, и у Андрея - это чувствуется. Но сама я в некоторых вопросах не умею быть категоричной :( А вот ВЫСЛУШАТЬ разные взгляды - мне всегда интересно! Вот и аргументы Антона - о полном игнорировании ценности этой работы - хотелось бы услышать :)
Анна Никитина
 
Сообщения: 519
Зарегистрирован: 18 янв 2012, 13:34

Пред.След.

Вернуться в Внутри семьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron