КИРПИЧИКИ (К)



Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».

•    Описание игры
•    Как сделать игру
•    Научимся читать чертежи
•    Чертежи надо уметь делать
•    Конструирование – главное дело


Описание игры

Эта  игра  –  своеобразная  гимнастика  для  ума.  Она  не  только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное  мышление  ребенка.  Материалом  для  игры  служат  8 деревянных или пластмассовых кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3–4-летним детям, а последние будут сложны и для некоторых школьников, уже начавших изучать черчение.
В игре выполняются 3 вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность.
Инженеры, столкнувшись с трудными заданиями из кирпичиков, удивлялись: “Хорошая гимнастика для ума!” А девятиклассники, впервые просидев 30-40 минут над сборкой моделей по чертежам, иногда  восклицали  удовлетворенно:  “Вот  теперь  понятно,  зачем мы проходим черчение!” Что касается дошкольников, то они будут с гордостью строить “по настоящим чертежам” свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают мудреный язык техники – черчение, как школьники, да еще развивают при этом свои способности.

Как сделать  игру

Комплект игры “Кирпичики” состоит из 8 одинаковых брусков размером 20x40x80 мм, хотя можно брать и 15x30x60 мм и 40x80x160 мм, т. е. величина не столь важна, а соотношение сторон неизменно – 1:2:4 (как в стандартном кирпиче). Их можно сделать из древесины(лучше из твердых пород – дуба, бука, березы) или приобрести готовыми. Есть они иногда в деревянных наборах “Строитель” и “Тележка с кирпичиками”. Главное требование к ним – грани должны быть строго взаимно перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на ребре, и на торце. Советуем сразу приготовить минимум  2 комплекта кирпичиков, а если есть возможность, то и несколько, сложив их в отдельные коробки или хотя бы надев кольца из резинки на каждые 8 штук.
Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше начертить на отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на 2 серии. В 1-ю серию отберите чертежи-задания для малышей от К-1 до К-14. Во 2-ю – от К-15 до К-30 – для детей более старшего возраста.
Чертежи-задания можно предлагать в игре как на отдельных листах, так и склеив из них “гармошку”, что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на “гармошке”, нельзя перепутать, потерять один из них, можно поставить перед детьми вертикально без специальных устройств и др. Для каждой серии заданий лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры  и серии или сделать набор заданий в виде альбома, как на рис. 38.

Научимся  читать чертежи

Игру с малышами можно начать с такой сказки: “Придумал архитектор очень хороший дом – большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить и в Москве, и в С.-Петербурге, и в Киеве, и в других городах. И все зовут архитектора к себе: “Приезжайте к нам в Киев! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!” Что делать архитектору? Поедешь в Киев – москвичи обидятся: почему к нам не приехали? Поедешь в Москву – в Киеве ничего не сумеют без него построить. Как быть? Думал-думал архитектор и придумал...”
– Кто знает, что он придумал? – спросите малышей совсем другим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертеже и назовут это слово. Тогда надо порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убедившись, что “чертеж” для них слово новое, произнесите его. – Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.
– Давайте, ребята, и мы станем строителями, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство!
– Кто из вас умеет читать чертежи?
И если все молчат, покажите чертеж К-1, только первый раз укрепите его вертикально.
– Что тут нарисовано? – Кирпичики, домики, прямоугольники... – могут сказать малыши, если они играли в “Рамки Монтессори”.
– Почти узнали. Молодцы! Только тут один кирпичик нарисован,
– и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: “Как же один, если три прямоугольника?”
– А почему тут три рисунка, а не один?
И если ответить никто не может, предложите: “Возьмите по одному кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу на этом низеньком столике”.
Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то воспользуйтесь этим.
– Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был “дом”. А потом присел (присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши!) и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок – вид спереди (попросите малышей показать его на чертеже). Так и стали все его называть с тех пор.
– А потом архитектор посмотрел на “дом” сверху и увидел... узкую длинную грань (пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху). Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал – вид сверху.
– Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок – этот маленький прямоугольник?
Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею “архитектора” и показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.
Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на кирпич со всех 3 сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж – 3 рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон (взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень модели, фиксировать глазом центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй глаз, чтобы картина “вида спереди” была идеальной.
Теперь можно показать детям чертеж К-2 и убедиться, что малыши могут ответить на оба вопроса строителей к архитектору: “Сколько надо взять кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено “точно по чертежу”? – и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя на чертеж, сумел сложить “утюг”. После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и в натуре. Вы показываете какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: “А где этот кирпич на чертеже?” (или на “виде спереди”?, на “виде сбоку”?) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны – главное малыш понял. Теперь с ним можно вести игру, как с человеком, знающим “основы” черчения. Не скрывайте от ребенка, что он уже что-то постиг из школьной программы для 7 класса – этим, действительно, дошкольнику можно гордиться.
Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один день малыш. Конечно, нужно поиграть с моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т. п.

Чертежи  надо уметь  делать

Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет повторить. А если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не удастся сделать. И никто не узнает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.
Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже подумает-подумает и... придумает, что надо сделать чертеж своей модели. Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?
Чертеж лучше делать на тетради в клетку или на миллиметровке. Если ребенок совета не принимает, не спорьте с ним, просто предложите ему делать чертеж по-своему – на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи одинаковой длины? Такое “доказательство делом” неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.
Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т. е. какой величины мы их будем чертить.
Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рис. 39, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и на торце и приведены все 6 возможных положений, в каких он может находиться.
А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина...? (Пусть ребенок найдет, что она в 2 раза больше толщины, и сделает ее в 2 клетки.)
– А теперь скажите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку?
Сравните теперь этот чертеж с чертежом Б (рис. 39).
Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в 1,2 и 4 клетки, можно приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в 2–3 кирпича. Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого “чертежника”. На рис. 39 приведена еще одна простая задача: сначала даны 6 чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже 6 рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с детьми, какой буквой обозначен чертеж кирпича 1, 2, 3 и т. д. Задачу можно “переворачивать”: под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и т. д.? Вместо рисунков можно поставить настоящие кирпичи, а в книге находить чертежи, соответствующие их положению.
Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чертежи, лучше строить взрослому (хотя это совсем, видимо, необязательно, просто у нас это выходило удачно), а с ребенком только решать вопрос: какой вид лучше взять за “вид спереди?” И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, переходите к конструированию.

Конструирование    – главное  дело

Из 8 кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей,  но  ребенку  интересны  только  те,  которые  напоминают что-то знакомое – машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И, конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и сделать целый альбом собственных конструкций.
Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на чертеже.
Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо трудные для построения моделей, предназначенные специально для “гимнастики ума” и детей, и взрослых. К таким и относятся чертежи-задания после К-22. И мы 1-2 раза в год устраиваем соревнования с участием взрослых: кто быстрее построит модель К-26? Кто быстрее сделает сразу 3 задания – К-27, К-28, К-29?
Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более усложнятся, а задания приобретут характер производственных  чертежей,  с  условными  обозначениями  которых можно ребятишек ознакомить.