Единомышленники и оппоненты



Единомышленники, коллеги и уважаемые оппоненты

Среди тех, кого во множестве притягивала и притягивает семья Никитиных на протяжении последних 50 лет, особое место занимают те наши современники, которые делились с Б.П. и Л.А. своими творческими наработками, идеями, предложениями, изобретениями, методами и решениями – в сферах педагогики, медицины, психологии и других смежных отраслях «человековедения».  

В трудные времена многие из них поддерживали Б.П. и Л.А., и кому-то, наоборот, помогали в работе наши родители. Они в чем-то – единомышленники Никитиных, в чем-то – оппоненты. Это педагоги-новаторы, энтузиасты «раннего разностороннего развития», учителя и преподаватели, воспитатели детских садов, медики, психологи, изобретатели, журналисты, спортсмены. Имена некоторых из них сегодня хорошо известны, чьи-то работы до сих пор малодоступны.

Мы планируем публиковать прежде всего малоизвестные труды, извлеченные из архива Б.П. и Л.А Никитиных, будучи уверены в положительном отношении авторов к бесплатному размещению их работ в открытый доступ всем желающим.

Нас очень радует, что «притяжение» к  нашей семье удивительных, заинтересованных, думающих, творческих людей продолжается и сегодня. Спасибо им  всем!     

            Ваши впечатления и отзывы, пожалуйста, оставляйте в окошке «Комментарии» или на Форуме.

Комментарии


Здравствуйте все члены этого удивительного семейства! Сразу хочу сказать огромное спасибо за опубликование этого метода воспитания детей. Он бесценен, даже если использовать его частично. Мне книжка попалась в руки после списания ее из библиотеки, без начала и конца, даже названия не было, но само содержание меня пробрало до глубины души. Лет десять я ее читала и перечитывала. Потом родилась моя дочь. У меня была возможность уговорить врача сразу приложить дочку к груди. Был 1994 год. Врач была знакомая, с передовыми взглядами, мою подготовленность в этом вопросе увидела сразу. Я и про шкалу Апгар-Аршавского знала и ход своих родов могла прокомментировать и вот дочь родилась и ее положили мне на грудь.. Новорожденная девочка, как котенок, наощупь практически, нашла грудь и начала сосать!!!Это было грандиозное зрелище, все смотрели, просто выпучив глаза, Ребенок и я были влажными, девочка не упала, не скатилась с меня, хотя я даже придерживать ее не сразу смогла, так сильно устала... Нас выписали из роддома на третий деть. Дочь брала грудь, молока было много. У меня все было отлично и мы отправились домой. Дома я первым делом распеленала ребенка и поставила дочку ножками на стол. Она сделала шажок! В этот день мы еще ходили по столу, на следующий деть, когда пришла медсестра, я взяла дочку из кроватки на руки и она держала голову. Это был 4 день ее жизни. Следующие 2 года мы удивляли всех окружающий. В 7 месяцев Аня пошла и заговорила. В 4 года сама "про себя" читала букварь старшего двоюродного брата. Начала заниматься фортепиано в 4,5 года и в это же время посещала танцкласс. К школе была готова с 6 лет точно, но пошла со своим годом, скучно ей не было, вместо садика она училась в местной школе искусств музыке и танцам. В школе училась легко все 11 классов,выбрала физико-математическое направление и удивляла педагогов легкостью усвоения материала, при этом пишет стихи и даже дважды занимала призовые места во всероссийском литературном конкурсе, который проводит Немецкий центр, находящийся в нашем городе Энгельсе. Побеждала не единожды в городских и областных олимпиадах по физике, математике и русскому языку и литературе. И все это с легкостью! Школа окончена с золотой медалью, сейчас Аня учится на 1 курсе Саратовского университета. Ей очень легко в жизни дается все, она моментально усваивает бытовые навыки, свободно находит общий язык со взрослыми и малышней, но вот, как и в вашей семье не особо ладит с ровесниками, тут не находит понимания, в силу отсутствия инфантилизма и некоторой детской избалованности, которая многим сейчас присуща, хотя в университете, с одногруппниками ладит легче, может потому, что, в отличие от школы, одногруппников можно считать единомышленниками и подростков объединяет общая цель. Здоровье у дочки в порядке, Бывало так, что в школу приходила одна Аня - дети и учителя все были на больничном, перепадам настроения тоже не подвержена, почти всегда в хорошем настроении, не страдает страхами, во многом помогает мне по хозяйству, причем выполняет такие непростые, для современного подростка поручения, как приобретение продуктов, знает, как выбрать, где какие цены, легко оплатит коммунальные платежи, зайдет в учреждение и оформит любую справку или документ, причем довольно давно, лет с 13 - 14. Только в больницах теряется - редко там бывает. Пришли с ней в детскую поликлинику, перед институтом медкомиссию пройти, она спрашивает:"Когда мы тут были в последний раз?" Оказывается в 2, 5 года, перед оформлением в д-садик. А для школы медкомиссию проводили на базе самой школы. Пишу так подробно, что дать понять, как облегчается жизнь детей и родителей, когда ребенок растет у родителей, которые усвоили Вами предложенные принципы, пусть даже и не все. Я не кутала дочь, она с рождения не терпела пеленки, рано научила ее пользоваться тазиком, для отправления большой и малой нужды и мокрые и грязные пеленки практически никогда не стирала, разговаривала с ней сразу, правильными словами, никогда не сюсюкала и часто брала на руки, Как Лена Алексеевна, держала дочь под мышкой, готовя обед или вытирая пыль другой рукой. Выпрыгивать из кроватки, держась за родительские пальцы, дочь полюбила моментально, на полу, на сквозняке играла и ползала всегда, мы и понятия не имели, что на полу сквозняк, пока к нам не пришли гости с ребенком постарше и его мама обнаружила, что у нас в форточке щелочка и оттуда дует. Развивающих игрушек покупных у нас не было, но, что могли, делали сами, Аня обожала играть домашней утварью, играла часами, кастрюлями, половниками, покрывалами, стульями и подушками, собранными со всех диванов. Не терпела колясок, никогда не уставала, проходя по 5 км пешком, на дачу и обратно, ела сливы и кислющие яблоки, подобранные с земли, играла с кошкой, не уверена я , что она всегда мыла руки. Можно много и долго описывать. Но хочу сделать вывод. Детей так растить надо, такие дети не треплют нервы родителям ни поведением, ни здоровьем. Они прекрасно приспособлены к любым условиям, хорошо соображают, отлично обучаются, я мыла дочь холодной водой из-под крана с ладошки, спорила с бабушками, рассказывала всем мамашам и будущим мамашам, позволяла дочке мерить лужи весной, вымокать до нитки и у нас в жизни не было печальных моментов, радости и счастья было полно и сейчас его много, трудности периодически возникали, но тяжести воспитания или страданий от болезней ребенка я не испытывала никогда. Это и есть настоящее счастье материнства. Дочь выросла здоровой, успешной, приспособленной к любым трудностям, да и трудностями многие ситуации даже не считает, она счастлива в этой жизни, умеет радоваться мелочам, таким, как солнышко, смотрящее утром в окно, бабушкины пирожки или нужный автобус, который подошел к остановке сразу, дочка ценит саму жизнь. Может и не все я сумела вспомнить и отразить в этом большом комментарии, но я очень хочу, чтоб меня услышали родители, чтоб были ответственны, за тех, кого они родили, облегчали им жижнь и радовались сами. С большим уважением и поклоном к семье Никитиных, Лене и Борису -Жукова А.

Я дочку воспитывала по книге Никитиных и очень благодарна им за опыт воспитания своих детей.Моя дочь за свои 27 лет ни разу меня не огорчила,болела очень редко осень зима в детстве ,в 8 месяцев пошла ножками,до года знала весь алфавит,научилась читать в 5 лет бегло газеты читала,с 1 класса каждую четверть и год училась на отлично.закончила гимназию с золотой медалью,академию таможни на красный диплом.Работает успешно.

Уважаемая Алла, большое спасибо (хоть и запоздалое). Читаем-то все комментарии сразу, а вот ответить не всегда сразу удается, хотя всегда хочется. Такие послания нас очень поддерживают, поскольку весь этот труд с архивом, с книгами, с новой информацией итп. - конечно, весьма объемный! Спасибо еще раз.

И всё же, "шажок" на третьи сутки, по-видимому, должен рассматриваться, как рефлекс автоматической ходьбы, угасающий в норме к 3-4 месяцам. С уважением!

А почему, собственно, "угасающий в норме"? На мой взгляд, как раз "в норме" этот рефлекс должен не угасать, а развиваться и постепенно переходить в "нормальную" ходьбу.

Алла, может, ваша дочь уже пришла с такой зрелой душой - вы не задумывались об этом? Кстати, какие отношения были у вас с отцом ребенка? Наверняка теплые, в которых присутствовало уважение, доверие и любовь. Потому что чем лучше построены отношения будущих родителей, тем, на мой взгляд, более гармоничные дети у них рождаются. А, конечно, подход семьи Никитиных - он нужен разным деткам, и таким гармоничным тоже.

Добрый день! Ссылка на ваш почтовый ящик не работает! Приходит следующий ответ: This is the mail system at host mail1.ihc.ru. I'm sorry to have to inform you that your message could not be delivered to one or more recipients. It's attached below. For further assistance, please send mail to postmaster. If you do so, please include this problem report. You can delete your own text from the attached returned message. The mail system <info@nikitiny.ru>: maildir delivery failed: "The mailbox you are trying to reach is over quota." С уважением Сергей Дедюхин. grot611@yandex.ru; http://semeinaja-kultura.ru/

Сергей, действительно какие-то неполадки с нашим почтовым адресом :( Пишите пока на nikitina.ab@gmail.com

ogromnoe spasibo Nikitinim za etot opit i podarok odnovremenno !!! prakticheski ne etom bilo osnovano vospitanie nashego sina.zivem v Ispanii.zdes on nachal uchitsa i zakonchil uchebu,no pri etom chitaet i pishet po-russki ( eto zasluga mami v neurochnoe vremya ).xoroshiy sportsmen,nikogda ne bilo problem .udachi vam vsem !!!

Игорь, очень рады , что в Испании тоже есть те, кто читает и пишет по-русски, знает и помнит БП и ЛА Никитиных ))). Мы вот по-испански не можем ((. А вот одну из книг Никитиных на испанский, насколько я помню, переводили наши друзья... Хороший сын - это много! Желаем Вам и внуков - хороших! )))

Хочу попросить авторов сайта раскрыть поподробнее тему знакомства Бориса Павловича с теорией решения изобретательских задач - ТРИЗ. Познакомил его с этой наукой я. Мы много переписывались на эти темы, Борис Павлович был приглашен на одну из Всесоюзных конференций по ТРИЗ, выступал там. Его дискуссии со школьниками, с детства изучавшими ТРИЗ, запомнились многим. Фрагменты из выступления Бориса Павловича на этой конференции вошли в книгу Г.С.Альтшуллера (автора ТРИЗ) и его ученика И.Верткина "Как стать гением". По моей просьбе Борис Павлович ответил на ряд вопросов по его биографии. На основе этих писем мы написали учебную статью, которую до сих пор используют преподаватели ТРИЗ. Познакомиться с этой статьей можно здесь: http://www.temm.ru/ru/section.php?docId=3909 Несколько встреч с Борисом Павловичем и Леной Алексеевной запомнились прежде всего творческой активностью этих людей. Мы много дискутировали на тему воспитания талантливого мышления. У нас весьма расходящиеся позиции, но многое из бесед с нами и другими специалистами по ТРИЗ Борис Павлович использовал потом в своих выступлениях. Он с радостью писал мне потом, что показывал японским слушателям принцип идеальности (один из основных принципов ТРИЗ. Своих детей мы тоже воспитывали, основываясь на советах Бориса Павловича, и не жалеем об этом.

Огромное спасибо Вам за сайт и материалы. Очень интересно. Опыт вашей семьи несомненно ценен. Всем Вам Здоровья и Процветания.

Уважаемый Юлий! Давно хотела передать Вам (и Вашей супруге? Так как в письмах подпись двух Мурашковских) ПОКЛОН за деловую переписку с нашим отцом - Борисом Павловичем. Я еще года два назад "наткнулась" в Интернете на опубликованные Вами выдержки из его писем и комментарии к ним - с радостью узнала в этих письмах не только папин "стиль" ))), но и интересные подробности из его жизни, да и комментарии к ним тоже были не только любопытны - заставляли думать... Я надеюсь на сайте скоро опубликовать "27 факторов развития и формирования творческих способностей" БП, где одним из этих факторов выделен ТРИЗ. Там он кратко описывает своё отношение к этой теории. Ещё раз спасибо Вам за вдумчивое отношение к делу наших родителей, за попытку непредвзято проанализировать деятельность Бориса Павловича... Думаю, что нам стоило бы встретиться и продолжить начатый Вами и БП разговор о развитии творческих способностей человека, и не только об этом – нам-то точно есть чему у Вас поучиться, а Вам, как учёному, будет как минимум интересно посмотреть на нас со своей научной точки зрения ))). И будем ОЧЕНЬ благодарны за передачу нам копий тех писем нашего отца, которые он отправлял Вам - если они у Вас сохранились. С уважением!

Простите, долго не заглядывал на Ваш сайт. Правильно ли я понял, что Вы продолжаете заниматься темой творческих способностей человека? Если это так, то нам действительно есть что обсудить. Я много лет занимаюсь именно вопросами формирования талантливого мышления, вот недавно книгу закончил об этом, читаю лекции. На лекциях обязательно рассказываю и о жизни и работе Бориса Павловича, как пример высокой Творческой Личности. Проблема только в том, что я живу в другой стране - в Латвии, в Ваших краях не бываю. Можем ли мы связаться с Вами по электронной почте или по скайпу? С уважением, Ю. Мурашковский

Уважаемый Юлий! Прошу прощения, что не увидела вовремя это Ваше письмо. Конечно, надо связаться! Можно по электронной почте - nikitina.ab@gmail.com. А потом и по скайпу тоже возможно. Ждём от Вас письма!

Анна Борисовна, Здравствуйте! Нашла книгу "Мы наши дети и внуки" на полке у своей бабушки. Начала читать, не могла оторваться, читать вообще люблю, но уже давно ничего под свой интерес не могла найти. В интернете не ожидала найти такой чудесный сайт. Вообще -то всегда в глубине души считала правильным то, к чему пришли Ваши родители. У меня дочь 7 лет и сейчас я жду вторую, вот теперь точно притворю в жизнь то, чего побаивалась с первой. Читала вслух бабушке и смеялась - один в один я и она и Ваши родители и Ваши бабушки))) Хотела только вот что спросить, ведь Ваша семья была так известна, книги таким тиражом раскупались, почему Вы на этом не разбогатели? Ведь с такими возможностями подкрепленными материальным достатком, вы все могли уехать и за границу и вообще заниматься чем угодно. Почему не воспользовались таким положением вещей? Спасибо!

Марина, простите, не быстро отвечаем - иногда пропускаем вопросы:( Разбогатеть не дало государство, ибо налоги, которые оно снимало за издания за границей, были просто невероятные. А гонорары за русские издания были, в общем, не такие уж огромные - а семья-то большая..:) По поводу отъезда за границу - пусть уж каждый отвечает за себя. Старший брат Алексей живет с семьей в Лондоне. Остальные в России. Лена Алексеевна, мама, корнями вросший в нашу землю человек, безусловно в свое время оказала большое влияние на меня в этом отношении. Жизнь и так шла довольно бурная и интересная, как то и случая не представлялось, и цели такой не было. А сейчас, уже после того, как и наши дети съездили и поучились и поработали там, стало понятно, что там - скушнее, тут столько всего сделать надо и хочется..)

Спасибо за ответ. Да уж, государство наше зрит))) Я очень рада, что прочла книгу, обязательно буду использовать советы и рекомендации. Желаю вашей семье всего самого доброго, пусть во всем сопутствует удача!!!! Ваши родители внесли неоценимый вклад во многие семьи, это дорогого стоит!!!!

Спасибо Вам огромное!!! Вы делаете поистине Благое Дело. Полностью поддерживаю слова Аллы Жуковой. Не перестаю восхищаться способностям дочек (сейчас 13 и 6 лет ). Такие же проблемы со сверстниками в школе - с одной стороны - общительная, сообразительная, творческая, а с другой - сверстники кажутся "мелкими", нет глубины чувств, стремлений. Есть правда и оборотная сторона знаний о природном развитии детей - душа болит, когда видишь как большинство родителей обращаются с детьми и представляешь что сейчас творится в беспомощной детской ДУШЕ. Пытаюсь встречающимся по жизни людям рассказать о Никитиных, Зайцев, дать почитать книги. Теперь стало легче - можно отправить книги по эл. почте. Еще раз - огромное Вам спасибо. Все ваше ДОБРО, я уверена, возвращается к Вам в огромных количествах!

Спасибо за ваш сайт и за ту работу которую вы делаете чтобы его выпустить. Познакомилась с методиками семьи Никитиных по нужде. Сейчас работаю в сельском детском садике и то что я вижу меня ужасает. Между детьми пропасть. В одной группе(а я преподаю у старшеньких, которым в этом году в школу идти) учатся детишки вполне развитые и взрослые,очень любознательные и всем интресующиеся и тут же учатся мальчишки которые даже разговаривают с трудом, капризные(орут просто что бы поорать- сразу же видно что ему не больно- просто пытается привлечь внимание). Убивает отношение родителей, воспитателей и самих детей друг к другу, Я как будто попала в кошмарную историю- сказку где нет ничего светлого. И кстате очень бросается разница между детьми из города. Мы, беженцы(я тоже) из Донецка и детишки сильно отличаются. Думаю самая главная разница в их отношении друг к другу, к взрослым и к садику. Очень помогает в работе с детьми книга Лены Алексеевны и других "Я учусь быть мамой". Спасибо огромное за возможность ее прочитать. Я уже не видела возможности что-то сделать для этих детей. Жаль только что прочитала ее так поздно. Хотелось бы чтобы можно было прочитать Все книги и статьи)

Скажите, пожалуйста, можно ли где-нибудь достать что-то из книг Никитиных на испанском языке?

Татьяна, простите! Не разглядели вовремя Ваш вопрос. На испанском языке есть книга "Ступеньки творчества" Boris y Lena Nikitin “Juegos Constructivos”, Santillana, Mexico, 1997 и "Нетрадиционное воспитание в семье" L.Nikitina, B.Nikitin “Educación no tradicional en la familia”, 1990

Прочитала только недавно книгу "Мы,наши дети и внуки" очень понравилось,жаль только немного не успела найти её раньше,старшему 2 года,младшему год,упустила столько времени(((Ваши родители большие молодцы!Спасибо Им огромное за эти книги!)Даже первая прочтенная книга поменяла мои взгляды!:)Буду читать и дальше)И если у меня родится когда-нибудь третий ребенок,обязательно начну с род. дома!:)

Случайно, совершенно случайно в интернете наткнулась на отрывок книги "Резервы здоровья..." на моменте, когда диатез лечили воздушным закаливанием. И я поняла. Наконец-то я нашла тех, кого давно искала. Стала искать сведения об авторах книги, скачала все их книги, читаю. А "Резервы..." просто перевернула мой мир внутри, это настолько моё, я просто поначалу была ошарашена... Случайности и вправду не случайны! Я с мужем тоже закаливала детей, когда они начали все время болеть. Сразу обливаниями. Не было нормальной литературы в окружении, которая дала бы ясное понимание нормального закаливания. Всё еще не могу нарадоваться тому, что вот так познакомилась с Вашей светлой семьей!!! Спасибо Вам, что продолжаете вести дело Б.П. и Л.А., что создали сайт, к которому всегда можно обратиться, если появились вопросы.

Ваш сайт мне отправила мама, воспитавшая меня по книгам Никитина. Сколько всего вспомнилось, когда я листала страницы с играми и упражнениями. Мама сама нам с сестрой все изготавливала: красила кубики, рисовала картинки. Мне кажется, что я выросла адекватным, свободным и счастливым человеком. Сейчас у меня родился сын, и я собираюсь продолжать претворять в жизнь эту методику.

Здравствуйте вся семья Никитиных! ПРимите низкий поклон и благодарность за ваш труд, просвятительскую деятельность! Зашла на сайт, когда искала как заинтересовать ребенка математикой. Ребенок у нас особый, после двух вакцин в 14 месяцев ребенок перестал говорить и начался регрес в поведении и физическом плане. К счастью, вовремя нашли информацию про коррекцию аутизма и сейчас в 10 лет его особенность проявляется только в каких-то новых, экстремальных условиях(может кричать и махать кистями рук от чувства паники). Но интелект сохранился, здоровье хорошее, ходит в обычную школу для социализации, а знания мы даем дома. После пособий Монтессори решили перейти к учебникам, интерес у ребенка пропал. А если не интересно, то обучение останавливается. Прочитала рубрику про интелектуальное развитие и заказала многие пособия. Оказалось -это то, что нужно. Ребенок даже компьютеру предпочитает УМНЫЕ КУБИКИ:"сложи узор", "кубики для всех", "ступеньки творчества". Таблица сотни понравилась, но он хочет побыть наедине с ней, поэтому повесили в его спальне. Вторую таблицу отнесли в воскресную школу при храме, так родители говорили, что очень понравилась детям. Были дети, которые не могли запомнить цифры 6, 7 или 15, 16, 17 , а также не понимали разницу связи между цифрой и колличеством предметов, хотя посчитать сколько яблок или монет могли. Спасибо большое! Через творчество возраждается интерес к учебе. ВАши пособия и методы воспитания стали для нашего ребенка как сухой хворост, который помог разгорется творческому костру! Ребенок стал опять садится за стол для занятий и делать задания, но начинает м заканчиваем КУБИКАМИ. УРА!

Люда, спасибо Вам большое за эту историю! Значит, наши игры попали в хорошие руки )) От всей души желаем Вам и вашей семье всего самого доброго!

Добавить комментарий