Памятка: Два пути предупреждения детского травматизма



 Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы

Индийская пословица

 

Первый путь: оберегать от опасностей

 

Взрослые стремятся увеличить комфорт жизни себе и детям, обезопаситься, убрав от ребенка все опасности или ребенка от них. Плакаты кричат:

  «Прячьте спички от детей!»,

«Вы, родители, в ответе, если спички взяли дети!»,

А если опасность убрать нельзя, то:

«Не оставляйте детей без присмотра!»,

«По неосмотрительности взрослых в руки детей попадают ножницы, остро заточенные карандаши, вилки, гвозди и другие острые предметы»,

«Не пускайте детей купаться в реке без вожатого или взрослого!»

 

Б.П. Никитин считал: «Такой путь направлен лишь на сиюминутный результат. Если дети не знают об опасностях окружающей жизни, не учатся быть сами осторожными, то они остаются слабыми при встрече с трудностями. Оградить детей от опасностей – значит заведомо сделать их слабыми, объективно способствовать росту детского травматизма».

 

Второй путь: готовим к встрече с опасностями!

 

Взрослые сознательно готовят ребенка к встрече с трудностями и опасностями, которые всегда есть в жизни.

Ребенок при этом:

·        знает о возможных опасностях, осторожен сам и учит этому других детей;

·        умеет обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;

·        может легко выходить из сложных и опасных ситуаций, потому что сильный, ловкий, сообразительный.

 

Как готовить ребенка? Приемы от семьи Никитиных

 

1.        При первой же встрече малыша с опасностью - знакомим с ней.

Не убираем  от детей опасные вещи (иголки, спички, ножницы, ножи и т. п.). Малыш должен знать: опасность есть, она грозит неприятностями.

Самое первое знакомство с притягательными, но опасными вещами должно состояться в присутствии умелого и умного старшего. Взрослый не должен быть безучастным свидетелем, а должен предупредить, что может быть «больно!», «горячо!», «упадешь!» и т.п., но дальше - не мешать ребенку попробовать, так ли это. При этом взрослому надо быть начеку, чтобы обеспечить безопасность ребенка и дать ему урок.

2. Не боимся последствий «урока» - небольшой боли, неприятности, маленького ожога, ранки. Это - «предохранительная прививка». Двух-трех чувствительных «уроков» обычно бывает достаточно, чтобы ребенок становился осторожным.

3. Делаем даже специальные «ловушки»!

Например: когда малыш все «тянет со стола», ставим вблизи кружку с холодной водой. После двух-трех «обливаний» малыш, как правило, становится намного осторожнее: не тянет со стола не только кружку, но и другие предметы – в том числе горячий чай. Позволяем и иногда даже «помогаем» уколоться иголкой или булавкой. Учим пилить пилой, забивать маленьким молоточком гвозди и т.п.

4. Показываем образец поведения в ситуации большой опасности.

То есть там и тогда, где и когда применение «малых доз» невозможно (поезд, автомашина и т.п.). В первый же раз демонстрируем повышенную внимательность и даже испуг, заметно проявляем опасение и осторожность. Рассуждения и объяснения здесь лишние! Впервые выходя с малышом на улицу, бросаемся в сторону от машины подальше, внимательно смотрим направо и налево, остановившись перед проезжей частью улицы. Хорошо проговаривать вслух, но как бы про себя и для себя: «Зеленый свет для пешеходов, посмотрели налево, посмотрели направо, машин нет – можно идти».

5. «Перекладываем ответственность» за безопасность всех на ребенка.

Делаем это при переходе через улицу, во время дальних прогулок и путешествий. Хвалим тех, кто первый заметил приближение автобуса. Трех-четырехлетнему даем поручения: «Переведи маму через улицу, а то она плохо видит – как бы не попала под машину». Когда идем целой компанией – например, на речку - берем малыша «в проводники» и подчиняемся его команде: когда можно переходить улицу, а когда нельзя.

6. При знакомстве с опасными инструментами всегда рядом старший, работающий этим инструментом.

 Чтобы ребенок видел, как работают. Попутно спрашиваем, например: «Почему папа, работая на циркулярной пиле, сначала подает доску руками, а под конец толкает ее планкой?» (чтобы рука не попала под пилу).

7. Не запрещаем опасных игр, а учим соблюдать меры предосторожности!        Например, если дети делают лук со стрелами, рогатки и другое «оружие», то отец помогает построить «тир», установить цели (например, из консервных банок) и обязательно отметить «линию огня», за которую нельзя заходить. Так он учит детей элементам той техники безопасности, которую соблюдают солдаты во время стрельб.

 

Но! Одного знания опасностей и повышения осторожности недостаточно. Чтобы уметь выйти из сложных ситуаций, необходимы сила, ловкость и ум.

Мы убеждены: начинать тренировать малыша надо с первых дней жизни!

Первый «тренажер» для малыша - папины и мамины пальцы. А затем сферой обитания ребятишек становится целая комната со спортивными снарядами.

 

Читайте об этом памятку «Домашний спорткомплекс: 7 правил безопасности»

Будем рады, если наш опыт пригодится вам и вашим детям!

 

Семья Никитиных

 

Полную версию статьи «Два пути предупреждения детского травматизма» см. в книге: Никитины Б.П. и Л.А. «Мы, наши дети и внуки». Москва: Самокат, 2015. или на сайте семьи Никитиных www.nikitiny.ru