ЧАСЫ (Ч)



Материал взят из книги "Интеллектуальные игры".

Часов теперь стало много в каждом доме, в каждой квартире, и дети рано начинают с ними знакомиться. Наш старший сын, в 3 года читавший не только слова, но и целые фразы, о часах знал только то, что “толстая стрелка считает часы”, а “тонкая считает минуты”. И если у него спрашивали: “Который час?”, он мог ответить: “Часов – десять, а минут – две”. Мы, зная, что о минутных делениях он не догадывался, понимали сына и по его ответу вычисляли время точно – 10 часов 10 минут.

Часовые  циферблаты  все  изготовляются  по  вкусам  взрослых, могут быть даже без цифр и создают много дополнительных трудностей для малышей, поэтому мы сделали “детские часы”.

Циферблат для детей надо сделать покрупнее (диаметр 150–200 мм). Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Поэтому часовую стрелку действительно лучше сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную – тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.

Чтобы помочь ребенку научиться считать минуты в начальный период овладения часами, можно за минутными делениями написать числа, обозначающие минуты, но мелкими цифрами, примерно так, как на рис. 36.

                                          Рис. 36

Для самих часов нужен круглый или квадратный лист фанеры или картона миллиметров на 20 больше циферблата и механизм от старых ходиков. В механизме удалите маятник и анкер, снимите цепь и укрепите на тыльной стороне листа, выпустив наружу только оси стрелок. Стрелки можно вырезать из прочного картона, тонкой жести или другого подходящего материала, просверлив в них отверстия для посадки на ось с легким натягом.

Часы можно сделать “настольными”, и тогда прибить дощечку шириной 50–60 мм внизу фанерки, или “настенными”, с петелькой Г-образной формы, таких размеров, чтобы ручонка малыша пролезала в щель между стеной и циферблатом и могла “заводить часы”. Затем можно наклеить циферблат и собрать часы.

Такими часами уже может пользоваться каждый малыш, знающий числа до 12. В зависимости от его математического развития он сначала узнает только “сколько часов”, и его надо похвалить и обнадежить, что “скоро он будет знать и минутки”. И не очень торопиться все показать и рассказать, как это делают в школе. Пусть сначала малыши сами их покрутят, попробуют “завести”, “поставить время”, только пусть обращаются с часами, как часовые мастера, и не ломают стрелки (они – самая уязвимая часть у часов).

Через день-другой, когда желание крутить новые часы уже будет более или менее утолено, можно спросить:

– Кто умеет пускать в ход часы?

И пусть каждый желающий покажет свое умение.

– Какая стрелка крутится быстро? Какая медленно? Направление вращения еще не все могут соблюдать, и тогда можно спросить:

– Что показывает толстая стрелка на часах? Или:

– В какую сторону крутятся стрелки на “взрослых часах”?

Если все это малышам более или менее известно, можно установить точно “один час” и, показывая часы, спросить:

– Который час?

И начать показывать положение стрелок, когда ровно 1 час, 2 часа, 3 часа и т.д. до 12. Это самый легкий способ определения времени для малышей, так как часы идут подряд.

Если дети справляются с такой задачей, можно дать подряд только нечетные числа или только четные, а потом переходить к беспорядочному “перепрыгиванию”, пока не будет видно, что они знают числа и уже не ошибаются. Только следите внимательно во всех этих задачах, чтобы минутная стрелка всегда приходила на 0 минут.

Переход к чтению минут не надо откладывать, и осуществить его тоже можно с помощью задач. Установив на часах, например, 9 часов и 2 минуты, можно сказать:

– А теперь задача потруднее: сколько часов и сколько минут?

Тут опять малышам легче догадаться, если в следующих задачах будет 3 минуты, потом 4 минуты, 5 и по порядку до тех пор, пока старшему не станет видно, что дети считают число делений по кольцу минут. Темп продвижения целиком будет зависеть от умения взрослого чувствовать и сами возможности малыша, и его темп роста и от меры воодушевления и азарта, который он сумел разжечь.

Когда дети научатся считать минуты до 60, можно вспомнить дроби и спросить, почему говорят: “четверть второго”?, “половина первого”?, “без четверти три”?

Часы входят в жизнь малышей не столько такими задачками (задачи нужны для познания), сколько привлечением ребенка к пользованию часами и временем в своей жизни и в своих играх: будить кукол, отправлять поезд из кубиков или самолет в рейс, чтобы не опоздать в детский сад или с мамой успеть зайти за хлебом в магазин и т. п.

А тем, кто хорошо овладел часами, можно дать посчитать:

1. Сколько раз минутная стрелка проходит над часовой (стрелки совпадают) за 12 часов или за сутки?

2. Во сколько раз часовая стрелка идет медленнее минутной?

3. Сколько раз за 12 часов стрелки образуют угол в 90° (прямой угол)?

4. Как подсчитать минуты, если на часах одна часовая стрелка

(минутная отвалилась, потерялась)?

5. Как завести будильник, чтобы он зазвонил в 8 часов 30 минут? И т. п.

Комментарии


понятно и спасибо

Чуть ли не самое любимое и полезное пособие. 15-20 лет назад так и не смогла купить своим детям, пришлось рисовать самой, приделывать стрелочки итп. Мои дочки тоже их обожали. А продаются такие сейчас (не механические, а картонные, пластмассовые, кто-нибудь знает?

Недавно купила такие часы на Развивалки.ру. Только стрелки чуть отличаются, но написано "Часы Никитина". Ссылка на сайт http://www.razvivalki.ru/?agn=0&t=7&l=50

Продаются! Правда, покупали такие (там еще времена года добавлены и месяцы) лет 6 назад.

Замечательные часы. Купила и сыну и в группу детского сада. Спасибо огромное.

Меня мама научила пользоваться часами в 4-5 лет (середина 70-х), не применяя отдельных пособий. У нас был будильник "Слава", даже два. Циферблат не очень большой, но цифры крупные, арабские, все 12, без пропусков, хорошо читаемые. Есть и разборчивые минутные деления. На первых порах я тоже, в отличие от часов, неправильно определял минуты, называя их число не по числу минутных делений, а по цифрам, на которые указывает минутная стрелка. Окончательно научился определять время после короткой маминой фразы: "Цифры обозначают только часы". Таким образом, часы можно использовать вполне взрослые, но лучше, если модель подходящая. Не помню, перекрывались ли цифры часовой стрелкой, но это сильно не мешало. Главное, ИМХО, - крупные, хорошо читаемые, арабские цифры, все 12 в наличии, а также все или большинство минутных делений. Чуть позже можно показать и модели с римскими цифрами, но опять-таки желательно наличие всех 12, без пропусков. К сожалению, дизайнеры действительно мало задумываются о пригодности взрослых часов для обучения детей. А надо бы! Если не хочется давать крутить малышу работающие часы, подойдут сломанные. А работающие лучше допускающие перевод стрелок в любую сторону без повышенного износа, но не наручные, они мелковаты. Удобны настенные электронно-механические кварцевые (всевозможные Casio и т. д.). В них ещё и секундная стрелка имеется - повод показать секунды. А ещё каждую секунду слышен негромкий щелчок - ребёнок запомнит ритм хода секунд и приблизительно научится отсчитывать их мысленно! Наряду со стрелочными, ребёнка можно познакомить ещё и с цифровыми часами - автономными или входящими в состав различных устройств, в том числе компьютеров. Можно дать ребёнку и поизменять цифры и покрутить стрелки в программе управления часами в Windows. Там есть ещё и календарь! С неправильностью дат создания и модификации файлов можно временно смириться. А если нет, по окончании игры выполнять синхронизацию часов через Интернет. Научившись пользоваться часами в 4-5 лет, в 8 в конце второго класса (тогда уже знал закон Ома и колебательный контур) недоумевал: "Зачем определять время по часам и дату по календарю учат в школе?! Ведь это показывают родители!" Вот только не знал, что далеко не все родители это делают! И вообще, все 10 школьных лет ждал от школы того, что ни родители, ни родственники, ни соседи не расскажут и не покажут, и по книгам сам не узнаю. Но так и не дождался! Наивно? Дело не в том, умный я или глупый, просто не имел информации. А всё знать невозможно!

Извините, небольшая ошибочка вышла. Программу управления часами в Windows, точнее её интерфейс, удобно использовать для знакомства ребёнка с цифровыми часами и календарём. А вот со стрелочным представлением накладка: циферблат там без цифр!!! По крайней мере, в Windows XP. Только что специально проверял. А мне казалось, что они там есть. Ох уж эти взрослые! Но это уже зависит от разработчиков графики, сам компьютер и технологии здесь ни при чём. В некоторых пределах вид часов можно выбирать, меняя настройки в системном реестре, но конкретно, есть ли варианты с цифрами на циферблате, или же их нужно ещё делать, пока не знаю. А может быть, кто-то уже сделал?!

Добавить комментарий