НУВЭРС



Слово «НУВЭРС» для нас очень знакомое, понятное. Хотя часто мы его не употребляем – всё-таки, это научный термин. Но не просто термин – закон, который сформулирован Б.П. еще в… 1969 году. Следующие после этого годы лишь накапливали подтверждения этому закону.

«Расшифровка» говорит сама за себя: НУВЭРС – это Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Но почему это закон? Когда и как он действует? И откуда вообще он взялся?..  

Тем, кто хочет серьёзно вникнуть в глубину проблемы развития способностей, кто любит и понимает настоящую науку – со статистикой, графиками и формулами, – будет интересно прочитать «Гипотезу возникновения и развития творческих способностей» (см. в разделе «Книги и статьи Никитиных»). Верю, что найдутся дотошные люди, которые разовьют эту «Гипотезу…» и вдохнут в неё вторую жизнь.

А для тех, кто хочет побыстрее понять, в чём суть НУВЭРСа, выкладываем здесь некоторые выдержки из «Гипотезы…» Б.П. Никитина. Не хочется пересказывать своими словами, потому что в точности изложения  с Б.П. соревноваться трудно. 

Что такое НУВЭРС

Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.  Это УГАСАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ К РАЗВИТИЮ – НЕОБРАТИМЫЙ ПРОЦЕСС – НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).

Необратимость этого процесса деградации возможностей развития порождает мнение о врожденности творческих способностей…

Развиваться начинают у ребенка только ТЕ способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Сказывается на развитии и складывающийся характер ребенка, и его отношения со взрослыми и с детьми, и другие условия.  

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то возможно "попадание на оптимальную или близкую к ней кривую развития" и тогда развитие:

может идти ЛЕГКО – с наименьшей затратой сил и времени со стороны ребенка;

может идти БЫСТРО – с наивысшим из возможных ускорением;

может достичь НАИБОЛЬШЕЙ ВЫСОТЫ, и ребенок может стать способным, талантливым и даже гениальным человеком.

В отличие от старой (традиционной) гипотезы новая:

а) выделяет две принципиально различные части способностей – исполнительскую и творческую, и два пути развития – обучение (школьные методы) и самодвижение (интерес, увлечение, страсть);

б) предполагает, что громадные различия людей в способностях зависят не от природной одаренности, а от стимулов, от сроков начала, методов и условий развития;

в) допускает, что специфика человеческой нервной системы обеспечивает каждому здоровому ребенку развитие любых человеческих способностей и до любых достижимых людьми высот;

г) вскрывая явление НУВЭРСа, придает первостепенное значение раннему (по современным представлениям) развитию способностей, а точнее, оптимальному сроку их развития;

д) придавая первостепенное значение "приобретенному", а не "врожденному", ставит родителей, воспитателей и исследователей в активную позицию, дает им понять, что способный ребенок – не дар природы, и успех зависит от них;

е) позволяет начать широкие исследования закономерностей раннего развития и количественных характеристик НУВЭРСа, могущие привести к важным и далеко идущим выводам;

ж) не будет вечно оставаться гипотезой, так как допускает экспериментальную проверку своих положений.

 Дети-дошкольники имеют большую возможность решать "новые" задачи, которым их не обучали, так как могут находить их в жизни, особенно в тот период, когда взрослые еще не могут давать им объяснения (так как дети не умеют еще говорить). Они располагают для этого и достаточным свободным временем, и поэтому ранний расцвет их творческих способностей встречается нередко. Но стоит им пойти в школу и начать систематическое  обучение, как количество "новых" задач резко сокращается.

В школе ни одному учителю не придет в голову мысль дать задачу, не объяснив предварительно, как ее решать. Значит, в школе ребенок почти не встретит задач, способных продвинуть его в развитии творческих способностей, а свободного времени у него становится все меньше и меньше, пока к старшим классам его совсем не остается.

Значит, поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей. Проблемное обучение, которое способствует в какой-то мере развитию творческих способностей учащихся, только начинает разрабатываться, и его значение в школе пока мало ощутимо.

 Вполне объясним с позиций новой гипотезы и факт массового "изготовления" отстающих и второгодников в приютах, в домах ребенка и в "недельных" детских садах. Здесь наибольшее значение имеет хороший присмотр за ребенком и особенно твердый режим дня, при которых малышу нет необходимости решать новые задачи, а также изоляция детей от старших и обеднение обстановки (дети имеют дело только с игрушками и предметами "детского обихода", то есть условия, которых, как правило, не бывает в семьях). Даже для развития речи у них нет удовлетворительных условий, так как взрослых людей мало, а от ровесников своей группы научиться нечему. Говорить они начинают поздно, когда НУВЭРС успеет совершить уже большую часть своей разрушительной работы, и речь усваивают с трудом.

 Люди, занятые практикой развития способностей – математических, музыкальных, художественных и других, интуитивно оценивают, как часто встречаются способные среди других. Но какие бы способности мы ни брали, всюду наблюдается одно и то же: чем старше контингент детей, с которыми имеет дело практик, тем реже встречаются способные дети; и наоборот: чем младше дети, тем чаще встречаются среди них способные, вплоть до утверждения, что "все способные".

ЛИШИВ РЕБЕНКА СВОЕВРЕМЕННОГО И ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ, МЫ ТЕМ САМЫМ ОБРЕКАЕМ ЕГО НА ВСЮ ЖИЗНЬ НА НИЗКИЕ ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ, НА ГРОМАДНЫЕ ЗАТРАТЫ СИЛ И ВРЕМЕНИ НА ЭТО РАЗВИТИЕ И НА НИЗКИЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ и еще утверждаем: "Такой уж он уродился".

И это удел БОЛЬШИНСТВА детей! 

Существование случаев раннего развития способностей, таким образом, доказывает опять-таки лишь тот факт, что наше "нормальное" развитие в действительности есть очень позднее развитие. 

Приближение начала развития к началу созревания приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. Это хотя и стихийное и неосознанное, но реальное наступление на НУВЭРС и победа над ним в одной области.

Отдельные положения новой гипотезы находят подтверждения и обоснования в работах исследователей прошлого и особенно у современных.

Одним из первых исследователей, кто реально пробил брешь в стене НУВЭРС, была итальянский педагог Мария Монтессори (1870-1952 гг.).

Блестящие выводы сделал наш психиатр В. Л. Леви, изучая биографии гениальных людей.

Яркое подтверждение действия НУВЭРСа приводит Л.А. Берман, руководивший 30 лет детской автотрассой в Москве.

Исследования иностранных ученых и практические эксперименты идут по линии преодоления НУВЭРСа и сокращения асинхроната, то есть с каждым годом все более вскрывают колоссальные возможности человеческого мозга, на использование которых направлена новая гипотеза. К сожалению, в нашей стране в этом отношении делается крайне мало. И совсем нет экспериментов и исследований, направленных на проверку новой гипотезы способностей.

 Познания закономерностей развития творческих способностей и преодоление НУВЭРСа, то есть сдвиг развития детей в сторону БОЛЕЕ РАННЕГО, откроет огромные резервы способностей, которые мы сейчас хороним в дошкольном и младшем школьном возрасте, и поможет успешно решить целый ряд проблем современности:

– это позволит ликвидировать перегрузку учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью;

– это освободит детям ВРЕМЯ для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, в первую очередь на производительный ТРУД, затем на спорт и на техническое и научное творчество;

– это позволит резко повысить уровень школьной подготовки и привести ее в соответствие с требованиями научно-технического прогресса в наше время;

– все это поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих, созидательных сил человека и – главное – до высот, которые сейчас доступны только единицам.

Комментарии


Это замечательная идея! К сожалению косность и инертность нашей системы не позволит воспитать ни таких педагогов, ни внедрить такое обучение.Это может развиваться частным образом,благодаря инициаторам.

Меня по системе Никитиных воспитывали родители, а теперь и я своего сына (жива книга издания 80-х годов). Когда я задумываюсь над тем, что в нашей стране происходит с системой образования (в частности введение ЕГЭ), то мне даже становится страшно, и востает вопрос о том, необходимо ли вообще отдавать ребенка в школу, а потом ориентировать его на обучнеие в ВУЗе. Сама я очень творческий человек и профессию себе (вопреки рекомендациям школьных педагогов) выбрала творческую - Дизайнер. И в моем художественном окружении много родителей, которые просто опасаются отдавать ребенка в школу (садик как система воспитания вообще не рассматриваются, дети его не посещают, общения хватает между семьями и в детских центрах, где НЕ приветствуется традиционная система). Я наблюдаю, с какой увлеченностью познает мир мой 10-месячный сын. Я бы всем взрослым пожелала такой увлеченности!!! По себе знаю, что только то, что по-настоящему любишь, приносит самоудовлетворение. И на собственном опыте я поняла, что гораздо больше возможностей, денег (ну нужны они в жизни, никуда от них не денешься!), уважения и много еще другого получаешь, когда занимаешься делом, которое любишь, которое раскрывает твои способности, таланты, в котором постоянно чему-то учишься и открываешь для себя новое. К сожалению, не все взрослые это понимают, и отсюда столько замороченных и недовольных жизнью взрослых, выросших из, казалось бы, счастливых и радостных детей.

Дорогая Александра! И у нас стоит та же проблема - ШКОЛА. Подрастать уже наши внуки стали (2-3 года), и уже наши дети всерьез задумываются о семейном образовании... Эту задачу предстоит еще решить! Ну хотя бы решать ))). Есть опыт людей, которые дают образование детям дома, или несколько семей объединяются... Сложно, трудно, но СИСТЕМУ, т.е. современную школу, похоже, не сдвинуть... Папа (БП) давно мечтал о школе-хозяйстве (по типу школы А.С. Макаренко) - мы еще разместим на сайте его "простыню" про школу под названием "Школа вчера, сегодня, завтра".

Я согласна с тем, что детей необходимо развивать как можно раньше, использовать по максимуму их резервы с тем, чтобы в дальнейшем многое умели и применяли свои знания...и конечно идея о создании школы, которая бы взяла на вооружение идеи Б.П. Никитина-это прекрасная идея.. но к сожалению, на сегодняшний день - это пока мечта (очень надеюсь, что сбыточная в скором времени). Ну а пока что же делать с сегодняшними школами? Не все могут себе позволить домашнее образование... и вот наши детки (развитые и умные не по годам) идут в школу, где есть и другие дети, которых воспитывали как и большинство других, которые учатся писать и считать уже в школе.. не будут ли наши дети изгоями? Не возникнут ли у них проблемы в общении со сверстниками? Ведь дети, особенно подростки, так уязвимы и так зависимы от общения, от сопричастности к коллективу... Конечно хорошо воспитать самостоятельного и независимого человека, который не оглядывается на общественное мнение, но ведь этому человечку жить в нашем обществе, которое и спустя 30 лет после написания книг Никитиных так и не созрело для этих замечательных прогрессивных идей... не получиться ли так, что мы воспитаем одаренных детей, но в то же время у них будет дефицит общения? Все таки в первую очередь хотелось бы, чтобы дети были счастливы... Либо быть изгоем и непонятым это всегда удел одаренных и талантливых людей?....

Виктория! Конечно, такая проблема остаётся. Ответов на неё простых нет. И решать её приходится каждому родителю в своей семье. Думаю, всё-таки, что на общении детей друг с другом сказывается прежде всего не их интеллектуальное развитие, а умение по-доброму смотреть друг на друга, с интересом относиться к ИНОМУ, не похожему на тебя. И в то же время детям нужно давать ориентиры, чтобы они могли видеть, понимать (или чувствовать!) именно ДОБРОЕ. СВЕТЛОЕ в каждом человеке... Ведь все мы не хуже и не лучше друг друга, мы - РАЗНЫЕ... Как говорил БП: "Я просто ближе к Истине, чем другие...", а он "просто-напросто" очень любил всех людей и всех на свете детей ))). Думаю, что именно поэтому он, действительно, был ближе других к Истине, и он был Счастливый Человек. Он так и говорил, и добавлял: "А последние 7 лет моей жизни - самые счастливые!"

НОВОСТИ НАУКИ от 26 июля 2014 Чтение в раннем возрасте повышает интеллект ребенка http://www.gazeta.ru/science/news/2014/07/24/n_6337173.shtml http://news.yandex.ru/yandsearch?content=alldocs&cl4url=vev.by%2Fscience%2F4696-chtenie-v-rannem-vozraste-povyshaet-intellekt-rebenka-uchenye.html&lr=213 Международная группа психологов в ходе исследования доказала, что чем раньше начал читать ребенок, тем выше будет уровень его интеллектуального коэффициента. Научная работа проводилась среди однояйцевых близнецов. Чтобы исключить наследственную разницу в интеллекте детей и способностях выбрали однояйцевых близнецов из-за идентичного генома. В проведенном учеными эксперименте участвовали почти 2 тыс. однояйцевых близнецов – их геном полностью идентичен, и поэтому можно было точно оценить влияние внешних факторов на развитие. Сравнив возраст, в котором тот и другой ребенок овладевал чтением, и интеллектуальные способности в 7, 9, 10, 12 и 16 лет ученые пришли к неожиданным выводам: уровень интеллекта у «раннечитающего» и «поздночитающего«» близнецов различался уже в 7 лет.

Владимир, это не удивительно для меня. Но за свою жизнь я поняла, что интеллект тогда приносит радость самому человеку и окружающим его людям, когда он развивается ВМЕСТЕ с другими нашими качествами: прежде всего, Добротой, а также жизненной Наблюдательностью, Уважением к другим и т.п. И всегда надо помнить: если тебе много дано, с тебя и спрос больше. Возможностей больше - и Ответственности больше. Вот о чём бы не только помнить, но и детям-внукам это доносить... А интеллект сам по себе - это как инструмент, который можно употребить по-разному: смотря куда и как ты этот инструмент применишь...

Прочитала про закон НУВЭРС, идея очень интересная, и так уж получилось, что, ничего об этой идее Б.П. Никитина не зная, я невольно протестировала его действие на практике. Сама я занималась развитием своего ребёнка практически с его рождения. Не то, чтобы я хотела воспитать гения, но мне очень хотелось поскорее познакомить малыша с этим миром. Благо, что он с самого рождения почему-то очень мало спал. Пока он ещё не научился держать головку, я аккуратно поддерживала её, чтобы ребёнок мог лучше рассматривать окружающее. Много с ним общалась, мы также слушали музыку, смотрели на яркие игрушки и картинки, на людей, принимали воздушные, водяные и песчаные ванны, изучали разные поверхности: гладкие, шероховатые, пушистые, знакомились с различными температурными режимами: холодное, тёплое, горячее. Делали мы с ним и что-то вроде гимнастики: развивали ручки-ножки, перекатывались. В общем, ребёнком я занималась от души, не могу себя упрекнуть, что чего-то его лишила. Но он не увлёкся ни физкультурой, ни игрушками, а стал большим интеллектуалом. А как раз на этом я "настаивала" меньше всего: мне казалось диким пытаться учить ребёнка читать с грудного возраста. И тем не менее, в 2 года он уже и читал, и писал, и считал. Как научился? Понятия не имею: сама целенаправленно не учила, а с прочими родственниками ребёнок не контактировал настолько, чтобы я не знала, чем с ним занимаются. Всего лишь играл с калькулятором, ну и детские книжки, конечно же, на будущее были прикуплены. Меня очень удивило и до сих пор удивляет, что хотя я столь большое внимание уделяла развитию его восприятия цвета, формы и прочих реальных, образных характеристик объектов, сын вопреки этому явно тяготел к абстракциям. Я была с ребёнком днём и ночью и чувствовала его весьма неплохо (а с полутора лет он и вообще уже общался со мной вовсю сложными предложениями, так что "обратная связь" была вполне налажена). И меня не покидало ощущение (хоть я и гнала его от себя, т.к. терпеть не могу разного рода мистику), что ребёнок не узнавал цифры, буквы и прочие абстракции заново, а словно ВСПОМИНАЛ их как старых знакомых, очень при этом радуясь. А на красивые цветные игрушки смотрел, как баран на новые ворота. Начал было рисовать (и в 2 года рисовал совсем неплохо для своего возраста), а потом как отрезало: не буду, и всё тут. Хотя никто насильно и не заставлял: хочешь - рисуй, вот краски, вот карандаши, вот бумага. Всё это бралось, но использовалось для написания цифр и слов - и только. Была также и определённая музыкальность: ребёнку разрешалось самому включать магнитофон и, нажимая на кнопочки, выбирать любую песню, некоторые из которых он слушал очень внимательно и подолгу, пытаясь даже подпевать (1 г. 2 мес.). Грустные мелодии вызывали бурю слёз, а под весёлые сын танцевал. Но всё это не пошло дальше детских забав, хотя всей родне это очень нравилось, и просьбы станцевать или спеть, сопровождаемые одобрением и восхищением, могли бы стать хорошим стимулом к развитию этих задатков. А физическое развитие - вообще отдельная трагикомическая тема. Дома было всё: и турнички, и лесенки, и мячики. А сколько мы гуляли вместе по детским площадкам с разными лазательными конструкциями! И каждый раз одна и та же глупая картина: мама куда-то лезет по "шведской стенке", а ребёнок (с соской во рту) ищет вокруг какой-нибудь камешек или палочку, чтобы начать выводить на асфальте или песке цифры с буквами... И как все эти наблюдения (а они у меня записаны) укладываются в закон о НУВЭРСе? Как-то не очень укладываются... Кто-то скажет: она, наверное, "перегибала палку", пытаясь развивать ребёнка насильно. И совершенно будут неправы. Никогда ничего не было насильно. Просто одежда у ребёнка была такая, чтобы вроде и приличная, но в то же время не жалко, если скатится на попе с горке, или испачкается в песке, или слегка порвёт штаны, лазая по конструкциям или деревьям. Так что сыну всегда можно было делать ВСЁ. Причём так, как ему хочется, пусть даже и неправильно, и нерационально. Мне не хотелось его УЧИТЬ, но очень нравилось за ним НАБЛЮДАТЬ. Чтобы понять, как будет развиваться человек, когда его не принуждают, а дают свободу. Это, если хотите, было моим главным интересом - такой вот эксперимент с участием собственного ребёнка. И результаты наблюдений таковы: в малыше уже словно что-то было изначально, он это как бы "вспомнил" и "зацепился" за это. Разумеется, шли годы, ребёнок рос, и ему пришлось осваивать также и то, что в раннем детстве не вызвало сильного отклика. Но те его способности, которые проявились столь рано, которые он с таким упорством отстаивал - они сильны в нём и сейчас, являются не только его хобби, но, похоже, станут основой дальнейшей карьеры. И это не является моей заслугой ни на йоту - сын всё сделал сам. Я лишь не мешала ему. Впрочем, помогала тем, что отвечала на его вопросы, а он ведь меня спрашивал, как называются цифры и буквы. Ещё ни ходить тогда не умел, ни говорить. Ткнёт пальчиком в цифирь какую нибудь и "а! а!" - спрашивает таким манером "что это?" Мне смешно конечно тогда было, потому что в голове всё же был "пунктик", что рано ещё ребёнку этим голову забивать. Но отвечала. В общем, несмотря на такой обширный эмпирический материал, для меня так и остаётся загадкой: любую ли способность можно запустить вот так "с нуля", если правильно действовать? Или же мы приходим в этот мир уже с каким-то опытом, который просто активируется? Одним словом, не отрицая закон НУВЭРС (тем более, что испытываю к его автору глубочайшее уважение), я не могу и утверждать его универсальность. В моём случае, считаю, он не сработал. Либо я не вижу связи. Мой ребёнок уже довольно взрослый, чтобы продолжать тестировать этот закон. Но надеюсь, что со временем накопится статистика для его признания (либо его пересмотра). Удач родителям-экспериментаторам!

Гость! Замечательный комментарий-рассказ! Но я не вижу в нём противоречия с НУВЭРСом. Скорее, Расширение этого закона, или Другая Грань того же закона )))

Интересная идея про необратимое угасание... Надо будет обдумать. А вот в ответ на комментарий Гостю от 15 января: похоже, что прошлые жизни всё же существуют :)

У меня шесть детей, так получилось что старшие дети выросли полностью на системе Никитиных, я очень люблю эту систему, по отношению к младшим детям раннее развитие не использую. Я сама еще не могу сказать что лучше такое раннее развитие или все таки умеренное. Страшие дети доказали уже свою самостоятельность и то, что развитие им пошло на пользу. Младшие еще очень маленькие и у них все в переди. Почему перестала использовать методику? Наше общество не готово к таким детям и не готова принимать таких детей. Дети сильно чувствуют дискомфорт в школе. Когда дети в классе самые маленькие, когда они умнее взрослых - не каждый готов это принять.

Так главное, что вы принимаете и дети ваши.

Красочным примером, подтверждающим закон (т.е. ЗАКОНомерность) НУВЭРС является феномен детей-маугли. Угасших навсегда.

Я в 4 годика сама научилась писать, выписывая буквы из газет, прям на полях газет. В школу пошла в 5 лет, се родители очень не хотели так рано отдавать, считая что очень рано, перевели в другой садик, а там почему-то через пол года были отобраны дети и сформирован 1-й класс, так при садике.во 2-й класс я уже пошла в обычную школы, и мои одноклассники (ходившие со мной в первом садике и которые пошли в школу, когда меня в другой садик перевели) очень удивлялись, что я с ними во втором классе)) Во втором классе я уже умела читать и писать на своем родном языке и на русском, к слову русский язык у нас шел как иностранный и изучался с 5-но класса. В 5-м классе меня перевели в другую школу, где вместо иностранного английского языка был французский (эти иностранные языки изучались со 2-но класса), за пол года я нагнала учебный материал до уровня отличников. Меня никто не заставлял, более того я не помню чтобы родители мной занимались, мне просто самой было интересно изучать все это, но этот интерес у меня не продержался до конца окончания школы, класса с 7-но я училась просто для того, чтобы не вставать и не говорить я не выучила, для меня это было позором. Еще помню, что очень часто меняла кружки, по кружки искала и выбирала я, но быстро перегорела и не ходила больше... Я думаю, если бы мной занимались, моих успехов было бы куда больше и они были более постоянными... А теперь в противовес меня вижу сына моего мужа, им также не занимались в детстве, но он и не проявлял никаких интересов и до сих пор не проявляет. Ему сейчас 12 лет и ему ставят диагноз когнитивное нарушение развития. И вот возникает вопрос, условия одинаковые ни мной ни им родители не занимались, но я в силу увлеченности сама развивалась а он получается деградировал, как так?

Леся, милая, ты сама прекрасно понимаешь, что не может быть ОДИНАКОВЫХ условий для всех детей даже в одной семье, а кроме того - что очень важно - ты же не знаешь (не помнишь), сколько и как занимались тобой родители (а может быть, бабушки-дедушки) ДО твоих 4-х лет, а ведь именно этот период крайне важен в развитии каждого. А развиваться можно - и нужно! - в любом возрасте ))), и даже 12-летнего мальчишку (кстати, он, в отличие от тебя, скорее всего, немало проводит время в компьютерных играх), если ВМЕСТЕ с ним заниматься С ИНТЕРЕСОМ интересными же делами, да с юмором, да с огромным желанием помочь этому мальчишке. то - я уверена - что-то еще можно в нем сдвинуть в лучшую сторону... А вот Уныние никогда еще никому не помогало...

Добавить комментарий