СЛОЖИ КВАДРАТ (СК)



Материал взят из книги "Интеллектуальные игры".

Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ полный комплект (36 квадратов)

  Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 1 уровень

Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 2 уровень  

Купить игру Никитиных СЛОЖИ КВАДРАТ 3 уровень

Описание игры

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула нас на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного.

Получая части квадрата и задание “сложи квадрат”, малыш выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они напоминают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных  взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Как сделать  игру

Приготовьте  24  разноцветных  квадрата  из  бумаги  размером 80x80 мм. Наклейте их на плотный картон толщиною 1-2 мм и положите под пресс. Когда клей высохнет, разметьте квадраты так, как показано на рис. 28. Аккуратно разрежьте квадраты на части по линиям, нанесенным на каждый квадрат. Разрезав на части один квадрат, обязательно поставьте с тыльной стороны номер квадрата на каждую его часть. И только затем разрежьте на части следующий квадрат. Не следует разрезать образец – квадрат № 1 (СК-1).

Рис. 28

Рис. 29

Квадраты, изображенные на рис. 28–29, служат ключом к решению, позволяют восстанавливать потерянные части квадрата и дают представление обо всех заданиях игры одновременно. Нумерация каждой из частей помогает взрослым контролировать выполнение задания.

Можно взять в качестве материала для квадратов цветной пластик. Внешний вид игры становится более привлекательным, и служить она будет дольше, но надо подобрать 23 разных оттенка цветов, это сложно, или окрасить в 23 цвета, да и обрабатывать пластик труднее.

Для игры надо сделать или подобрать подходящую коробку, а для малышей 2–4 лет кусочки от каждого квадрата целесообразно хранить в отдельном пакете или конверте под тем же номером, что и квадрат.

Таким образом, у вас получится 85 кусочков разноцветного картона, из которых можно сложить 24 квадрата. При этом оттенки цветов подберите настолько отличными друг от друга, чтобы все квадраты легко отличались по цвету.

Как играть

Если все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить из каждой кучи кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23  задачи  постепенно  возрастающей  сложности.  Ведь  первые 3 квадрата разрезаны только на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, даже из 5. Такое задание будет под силу только школьникам или взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом решения. Малыши же решают эти “задачки” несколько лет, начиная с простых и затем добираясь до все более сложных.

Любочке исполнилось 1,5 года, когда взял я для нее первые пакеты с квадратами и начал рассказывать сказку: “Жила-была девочка Любочка. Такая она была мастерица, все умела делать и даже большими ножницами резать бумагу и картон. И сделала она своим куколкам разные цветные квадратики для дорожки, красивые-красивые. Целый день делала, а вечером сложила эти квадратики в такие серые пакеты и легла спать... Прошла ночь, а утром Любочка взяла пакетики и стала доставать свои квадратики...” Тут я даю Любе первый пакет, и она достает оттуда черный квадрат. Услышал сказку и 4-летний братишка Ваня. Он устроился рядом и наблюдает за мной и Любой.

– Вот из таких хороших квадратиков сделает Любочка дорожку для куклы Юли. Давай положим квадратик около куклы.

И Люба старательно придвигает первый квадратик к кукле. Но во втором пакете лежит не квадрат, а 2 прямоугольника, и Любочка в недоумении смотрит на них. Я тоже “удивлен”.

– Кто-то разрезал квадратик, и получилось два прямоугольника. Что же нам теперь делать, Любочка?

Люба переводит взгляд с прямоугольников на меня, а потом берет их и прижимает одну половинку к другой; они, к счастью, повернуты окрашенной стороной к нам. Я не могу удержаться от улыбки и уже радостным тоном говорю Любе: “Вот хорошо! Положи теперь их рядом с черным квадратиком!” И она осторожно укладывает кусочки картона на стол. Первый кусочек ложится рядом с целым квадратом, а второй сдвинулся вперед, и Люба пытается его придвинуть вплотную. Удается это ей не сразу: то кусочек оказывается впереди, то сзади. Мы с Ваней не менее самой Любы хотим, чтобы он лег хорошо, и внимательно наблюдаем за ней. Но вот, наконец, он на месте, Люба смотрит на нас, а мы оба улыбаемся, говорим: “Хорошо положила!”, а Ваня даже хлопает в ладоши и радостно добавляет “Уля, уля!” (Ура!)

Но следующий квадрат, разрезанный по диагонали, у Любы никак не складывается – половинки сдвигаются то вперед, то назад, никак не останавливаются там, где надо. Мы молча смотрим с Ваней, а Люба через 30 секунд оставила непослушные половинки и повернулась к кошке, прыгнувшей на скамейку. Мы не стали звать Любу, и дальше кусочки квадратов доставал из пакетов Ваня, аккуратно прикладывая их один к другому, устраняя даже миллиметровые щели, и сделал цветную дорожку для куклы почти через весь стол. Не получилось у него квадрата только из пакета СК-10.

– Очень хорошая, ровная дорожка получилась у куколки! – подбодрил  я  Ваню.    Сумеешь  ты  пробежать  пальчиками  по  такой дорожке? Вот так! – ставлю я указательный и средний пальцы на дорожку и осторожно “переступаю” по ней. Ваня копирует мои движения, и после “прогулки” мы снова возвращаемся к СК-10.

– А эти трудные кусочки давай сложим пока в десятый пакет. И запишем в твой дневник, что сложил сегодня девятый квадрат. Молодец, Ваня!

Люба вернулась к нам от кошки, когда мы с Ваней укладывали квадраты в свои пакеты. Ваня разложил пустые пакеты в рядок “по порядку”, т. е. так, чтобы крупные цифры на каждом конверте были видны и шли в порядке номеров (это тоже своего рода задание – “разложить пакеты по номерам”). А теперь он брал пакет СК-3 и, проверив, что на кусках квадрата с тыльной стороны стоит цифра 3, укладывал в пакет. Любе это тоже захотелось делать, и Ваня, давая ей очередной пакет, пояснил: “Сюда зеленые кусочки положи!” Так Люба помогла нам уложить остальные квадраты по пакетам, усвоив, видимо, при этом, что в каждый пакет складывают только одноцветные кусочки.

Через два дня, когда мы стали складывать из квадратиков “паркетный пол”, у Любы получилось уже 3 квадрата: СК-2, СК-4 и СК-5.

Так постепенно малыши решают эти “задачки”: сегодня удалось сложить только квадрат СК-2, а через два дня СК-3 и СК-4. А потом несколько раз подряд ни одного нового квадрата сложить не удалось, и игру “забыли” на неделю или даже больше. Вернувшись к ней, малыш сможет не только справиться с первыми, когда-то им решенными задачами, но и шагнуть значительно дальше.

В игре “Сложи квадрат” нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача взрослых – исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть связано с приятными переживаниями для ребенка, если мы хотим, чтобы игры его увлекали.

Усложнения  в  игре  вводятся  примерно  в  такой  последовательности:

1. Сначала дать только образец СК-1 и конверт с квадратом СК-2. Сможет ли малыш достать их сам из конвертов и уложить рядом вплотную? Если он различает цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает куски одного цвета (тона), сам вкладывает квадрат. После игры он сам может уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз по 1–2 новых (но можно предложить и 8–10 новых сразу, если есть уверенность, что малыш с большинством справится) и укладывая в виде дорожки, большого квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3.  Можно  предварительно  смешивать  кусочки  от  нескольких квадратов и помещать их в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно, последовательно разбирая каждую кучку.

4. “Злая фея” смешала в одном пакете 5–10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать развитые малыши уже с 2,5–3 лет, т. е. со времени, когда они начинают считать и узнавать цифры. Цифры им попадаются и в других играх, и если у взрослых нет боязни, что это “непосильно”, что знание цифр “превышает возрастные возможности”, и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно с 4 лет и старше можно давать уже самый сложный вариант – разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то “неряха” свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка размером 85x85 мм, куда их укладывают один на другой. Порядок складывания можно иногда изменять: один раз начинать с № 1, 2, 3, 4 и т. д., а в следующий раз начинать с конца, т. е. с № 24, 23, 22 и т. д., чтобы наверху оказался целый квадрат СК-1. Если к этому времени еще будут оставаться “труднющие квадраты”, не поддающиеся малышу, то их можно откладывать в отдельный конверт или, судя по обстановке, добавлять к тем, что лежат вместе.

6. В тех случаях, когда надо, например, помочь малышу усвоить нумерацию чисел от 1 до 24, задание можно изменять и, перевернув все кусочки на столе тыльной стороной вверх, раскладывать их не по цвету, а по номерам на каждом куске квадрата. Цвет тогда может служить только для контроля или вообще “не играть”. Их даже складывать в квадраты можно номерами вверх.

7. Когда малыш будет справляться с самыми сложными квадратами, можно давать задание “на время”. Для этого договоритесь о  правилах.  Например,  перед  началом  ребенок  готовит  для  себя стол, ставит на него коробку, открывает крышку и убирает ее со стола, но кусочки из коробки не высыпает. Только по команде судьи “На старт! Внимание! Начали!” можно высыпать куски из коробки на стол и начинать сортировку и укладку в квадраты. Одновременно пускается секундомер или записывается время на часах с секундной стрелкой. Улучшая каждый раз свой “рекорд”, т. е. сокращая время на разборку и укладку, малыш учится находить рациональные приемы работы, экономить время и постепенно из медлительного становится быстрым и расторопным. А если есть несколько комплектов игры, то можно устраивать настоящие соревнования со всеми спортивными атрибутами.

8. И, наконец, вершина усложнения игры и безграничное ее расширение – придумывание и изготовление новых квадратов к уже имеющимся 24. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, а ведь можно разрезать, используя окружность и ее части или другие кривые, иначе располагать линии разреза, изменять число частей, на которые делится квадрат, и т. д. и т. п. Здесь открывается необъятное поле деятельности для творческой фантазии и детей, и взрослых. Сколько новых “квадратов-головоломок” еще можно создать!

Комментарии


Спасибо Вам большое за ваш сайт!!!!!!!!!Я узнала очень много интересного и полезного. Игра сложи квадрат очень интересна,помню мама для меня разрезала квадратики и я с большим удовольствием собирала их. Теперь хочу своим детям сделать.

Замечательный сайт, есть чему поучиться!

Чудесная игра!!! Спасибо!

Я лет 10 назад покупала игру такую в магазине "развивающие игрушки" в отделе Ваших игр. Приобрести её можно сейчас где-нибудь?

Юлия, купить игру можно у нас! Пишите на почту igrynikitinyh@gmail.com!

Сайт отличный,спасибо.Я хочу поделиться идеей-эту игру можно сделать из остатков линолеума и самоклейки,цветов и оттенков её предостаточно

В детстве мне дедушка сделал такую игрушку из картонок. Я очень любила складывать квадраты. Сейчас мне 28 лет и теперь своей дочке сделаю такую же игру, когда она подрастет.

Я своему в 2,5 года самодельные (из губчатых салфеток для мытья посуды) квадраты дала. Ему понравилось, но квадраты из 3-4 частей он с лёгкостью собрал. В три года купила СК 2 уровень эконом Оксва. С большим удовольствием он собирает до сих пор собирает сам. Но собирает он в рамке, будем пробовать собирать без рамки. Спасибо огромное Л. А. и Б. П. за гениальные и в то же время простые игры.

В рамках собирать квадраты методически неправильно. Это очень сильно упрощает задачу. Например, для самых маленьких очень важно точно прикладывать части друг к другу. А рамка делает это сама :-).

Спасибо за замечание. Теперь даю сыну детали квадрата без рамки, но на всякий случай целый квадрат рядом лежит. И действительно, без рамки гораздо сложнее. Спасибо ещё раз.

Уважаемая Алёна. а губки не пересохли, остались мягкими и гибкими?

Знаете, у меня вообще интересная ситуация с ними вышла. Я в хозяйстве такие губчатые салфетки никогда не использовала. Купила специально для изготовления квадратов. Распечатала и сразу разрезала на части и в конверт. Они высохли, но не скрутились и вроде не ломаются. А оказывается они были чем-то пропитаны. Но я это только сейчас об этом узнала, когда купила вновь их, распечатала и оставила, и они высохли и скрутились. А после того, как рзмочила и высушила род прессом, то уже не то. А ещё я купила губчатые салфетки без пропитки и материал немного другой. Они вообще замечательными оказались и для квадратов и для конструктора настольного. Но брала я их очень давно и одну только упаковку. Теперь их нигде найти не могу (((

Дітям дуже подобається.

Спасибо за игру. Обязательно сделаю квадраты из цветной бумаги и начнем играть с сыночком.Нам 1.5г. Прочитала всю инструкцию - очень увлекательно!

думаю, можно было бы сделать квадраты из фетра, но увы, цветовая гамма не такая широкая у него, поэтому пока буду из цветной бумаги и картона... Спасибо, за сайт! купила 2 набора кубиков (узор и кубики для всех) тм Цветовид, очень довольна качеством, ребенок 6лет каждый день достает и играет сам!

Как можно приобрести это у вас?

Пишите на почту igrynikitinyh@gmail.com

Спасибо за игру. Очень интересно и увлекательно. Обязательно буду применять на работе с детьми!!!!)))))

Огромное человеческое спасибо за ваш труд. Низкий поклон Б. П. и Л. А.. Когда- то давным давно я увидела передачу о вашей семье. И мне маленькой девочке так понравилась ваша семья, ваши традиции. Я по доброму завидовала тому, как много времени мама и папа уделяют своим детям. Как вместе занимаются, мастерят, читают, занимаются спортом, закаляются, делают домашние дела. У нас замечательные родители, но в силу своей занятости на работе , во дворе, на огородах (жизнь в деревне диктует сои условия) им всегда не хватало времени на нас. Про себя я называла вас- счастливые. А эти квадраты я вырезала сама для себя. Складывала квадраты, а потом разные фигуры из них. Простор для творчества огромный... И вместе с этими квадратами чувствовала себя частичкой вашей большой и счастливой семьи. Когда родилась дочка, я каждую минутка проводила вместе с ней. Мы вместе занимались, играли, делали дела. Я не могла найти эти квадраты, и делала их по памяти. Эта игра стала любимой и у моей дочки. Сейчас когда интернет стал доступен, можно найти любую информацию. И я случайно набрела на ваш сайт. И снова окунулась в ту атмосферу добра , взаимопонимания и взаимопомощи, как когда то в детстве. И теперь уже вместе с сыном будем играть и заниматься. Вот такая история - длиною в жизнь. Ваша семья для меня всегда была и остаётся эталоном и мерилом счастливой и благополучной семьи. Для меня вы стали путеводной звездой. Спасибо всем вам. Светлая память Б. П. и Л. А.

Дорогая Светлана, спасибо сердечное за то, что поделились. Нам очень дороги эти истории. Иногда кажется, что наши папа и мама породнили нас чуть ли не со всем Советским Союзом: столько хороших людей нам пишет! Растите на радость ваших дочку и сынулю и будьте счастливы.

Спасибо за игру!!! А подскажите, пожалуйста , с какого лучше картона делать квадратики--с обычного или двухстороннего цветного картона

Квадраты должны быть разного цвета. Но столько вариантов картона найти сложно, поэтому в книге и предлагается наклеивать цветную бумагу. В таком случае все равно, из какого картона делать, лишь бы он был достаточно прочным и толстым. Сейчас мы выпускаем Сложи квадрат из фанеры. Это наилучший вариант, но сделать игру из этого материала не на специальном оборудовании очень сложно.

Не раз писала отзывы к вашим играм здесь на сайте. Врем идет, дети подрастают, неизменными остаются ваши игры! Квадраты теперь собирают оба сына 6,7 и 3,7 лет. Каждый свой уровень. Не устаю говорить большое человеческое СПАСИБО за ум, талант и доброту Никитиных Б.П. И Л.А. Радует и заставляет гордится то, что именно наши, советские, люди создают качественные развивающие игры, в которые играют уже несколько поколений детей!!!

Добавить комментарий