Большая семья Здоровье Ожидание малыша
Интеллектуальное развитие Труд и игра Школа-мечта Люди-путеводители
Кто такие Никитины?
Семья Никитиных и семья Хилтунен долгое время поддерживали самые дружеские отношения. Талантливый журналист, Хил, как его все называли, в 70-80-е гг много писал о Никитиных, благодаря чему в представлении читателей «Комсомольской правды» и других популярных изданий был сформирован очень привлекательный образ нашей семьи, а опыт Б.П. и Л.А. получил, что называется, «самое широкое распространение».
Борис Павлович был очень благодарен за это Хилтунену и «КП». Но мы, размещая сегодня статью 30-летней давности, должны сказать вот что. Валерий, как человек увлекающийся, все-таки создал из Никитиных некий «художественный образ» идеальной семьи будущего - который, безусловно, был близок и дорог ему еще и потому, что отвечал его собственным убеждениям. Например, по нашим воспоминаниям, именно Хил начал использовать словосочетание «система воспитания», хотя системы, в нашем понимании, никогда не было – был собственный образ жизни.
В статьях Хилтунена о нашей семье, и в этом конкретном очерке нет неправды. Но из всей правды отобрано самое приятное, положительное, замечательное, обаятельное - сухой остаток из плюсов. Такой образ семьи Никитиных долгое время и жил в представлении многих людей. Но жизнь гораздо богаче и разнообразнее любого художественного образа.
Валерий Хилтунен Культура и Жизнь 7/79
Кто такие Никитины?
Борис Павлович Никитин, глава этого знаменитого семейства, по образованию инженер. Между делом подсчитал: если года два назад число посетителей было около 500 в год, то в нынешнем (а он еще не закончился) порог никитинского дома переступило уже 832 человека.
Что же притягивает людей со всех концов страны сюда, в подмосковный поселок Болшево?
У Никитиных семеро детей: три сына и четыре дочери. Это уже и само по себе интересно – ведь в среднем каждая советская семья имеет двух-трех ребят. Но Никитины интересны тем, что создали совершенно уникальную систему воспитания детей в семье.
Споры вокруг этой семьи начались сразу же после того, как на полках магазинов появилась их первая книга «Правы ли мы?». Всё в ней было странно: и непривычные рекомендации, и фотографии – обнаженные, босые дети, бегающие по снегу. Ох уж эти босые ноги на снегу! – они стали притчей во языцех с «легкой руки» тех журналистов, которые не потрудившись разобраться в существе опыта Никитиных, просто выплеснули на читателей свое удивление. А удивляться в этой семье есть чему.
Раннее утро. Вдруг в потолке открывается люк, и прямо по железному шесту из спальной комнаты вниз скользят Алексей, Антон, Оля, Аня, Юля, Ваня, Люба – все семеро. Вместо привычной гимнастической зарядки – настоящие акробатические упражнения (благо в доме есть все необходимые спортивные снаряды). И в разных концах дома их ждет работа. В большой комнате ребята постарше возятся с машинами. Правда, «возятся» - не совсем то слово. Стены увешаны таблицами, схемами, есть большая доска, на которой можно рисовать, писать мелом. Пианино всегда открыто, то и дело кто-нибудь из ребят подсаживается поиграть. Стоят пишущие машинки. В домашней химической лаборатории слышится какое-то шипение. А вот телевизор особой популярностью не пользуется. На семейном совете анализируется телепрограмма на ближайшую неделю, красным карандашом подчеркиваются названия тех передач, которые стоит смотреть.
Мне посчастливилось присутствовать однажды на большом семейном совете, когда старший сын выбирал профессию. На это важное совещание были приглашены из разных городов друзья семьи – специалисты в самых разных областях знаний. Выбор шел отнюдь не по принципу «Какая профессия престижнее?» или «Где я больше буду получать?». Разговор вели о тех первоочередных проблемах, которые стоят перед человечеством, и о том, чем он, Алешка, мог бы быть наиболее полезным человечеству в решении этих проблем.
Здесь верят в возможности ребенка. Когда семилетний Иван отправился в школу, за ним увязалась и Люба, пятилетняя сестренка: «Я тоже хочу в школу!» - «Ну хочешь так хочешь. Попробуй». Попробовала. Теперь успешно учится в третьем классе, на два года моложе одноклассников.
У Никитиных не делают трагедии из-за того, что ребенок вовремя не ложится спать. Никто не станет уговаривать за обедом: «Ну, скушай еще ложечку». Порой кажется, что родителям и вовсе дела нет до ребятишек. Да и то сказать – мать семерых детей никогда не бросала работы. Отец тоже постоянно занят. Петуха в доме нет, всех будит стук пишущей машинки Бориса Павловича.
В Советском Союзе немало семей, которые достигли интересных результатов в воспитании детей. Только ведь многие считают, что это все сугубо семейное дело. Не так у Никитиных. Они полагают, что нечестно это – умолчать о том, что может существенно облегчить жизнь родителей, а детям помочь расти более крепкими, здоровыми. Вот строчки из рецензии на одну из новых книг Бориса Никитина: «… это – одна из лучших книг для родителей, которые мне приходилось держать в руках… Часть их методики доведена до такого состояния, что может быть перенята буквально всеми. Педагогика предоставления возможностей».
Надо сказать, что такое обнародование своих семейных секретов не всегда приносило Никитиным пироги и пышки. Иногда наоборот – они получали синяки да шишки, причем довольно увесистые. И ладно бы только соседи негодовали. Да и какой сердобольной мамаше не станет дурно, когда она увидит, как неразумный отец в холодный день поливает из лейки малышку или, и того лучше, взгромоздится верхом на шестилетнего сына, а тот катает его по улице. Правда, сам-то сын почему-то при этом улыбается.
В каждом из ребят очень развито стремление анализировать результаты своей деятельности – в труде, спорте, учении – и совершенствовать их. И все они не перестают радоваться успехам друг друга, помогать. Без трогательной опеки старших ребят над малышами вряд ли что получилось бы. Никитины считают, что положение, когда детей окружают только ровесники – в детских садах, школах – неблагоприятно влияет на их развитие и даже противоестественно. Иное дело – свободное общение самых разных возрастов. Так в дружной семье Никитиных. В химической лаборатории и Антон, студент Московского государственного университета, и третьеклассник Иван. Обоим интересно.
О семье Никитиных знают не только многие в нашей стране, но и за рубежом. Например, выпущен сборник основных работ Никитиных в Кёльне. О них снято четыре документальных фильма, последний из них получил на всесоюзном фестивале первую премию.
Есть у Никитиных и противники, и восторженные сторонники. Некоторые идеи Никитиных получают широкое одобрение и реализацию, например, уже готов проект того спортивного комплекса снарядов, который можно установить даже в городской квартире.
По мнению известного советского академика Николая Амосова, у всех детей в семье Никитиных, основное качество интеллекта – не «натасканность», а «смышленость». Они не столько «эрудиты», сколько «решатели проблем». Они очень самостоятельны, уровень социализации высокий. Дети Никитиных почти избавились от простудных заболеваний – этой «чумы ХХ века». У ребятишек стройные, спортивного склада фигуры, хорошее сердце и здоровые внутренние органы. Они ловки, выносливы, сильны физически (отрывают от земли груз, в два, а то и три раза превышающий их собственный вес). В школе почти все дети Никитиных обгоняли сверстников на два, три, четыре года. Антон закончил десять классов специальной математической школы, когда ему было всего 13 лет. Кстати, в эту школу он ездил, как говорится, за тридевять земель – программы более близких школ были для него слишком простыми. Дети Никитиных и интеллектуально развиты намного лучше сверстников. Уже с 7-9 лет они выполняют упражнения для взрослых, показывая коэффициент интеллектуальности от 90 до 110 – результат, который едва набирает половина взрослых. А в 12-13 лет их коэффициент составляет 140 и даже 150. Они очень деятельны, любознательны, неутомимы и жизнерадостны. А если учесть, что эти дети росли в многодетной семье с довольно скромным достатком, где и отец и мать всегда работали и не имели какого-то дополнительного времени для занятий с детьми, тут уж и вовсе стоит задуматься…
Даже сложный период подросткового возраста проходит у них без особых трудностей и пресловутых конфликтов со взрослыми. Весь семейный уклад способствует этому. Дети удивительно самостоятельны. Их не одергивают: «Этого нельзя, туда не ходи…». В этом доме вроде бы можно всё. Можно привязать раскладушку к самому потолку и раскачиваться на ней, играя в космический полет. Можно устраивать взрывы в химической лаборатории. Но, как в старых крестьянских семьях, слово матери здесь закон для всех. И когда папа работает, ему не положено мешать.
Взрослые уважают нравы детей, но и дети не садятся взрослым на голову. Быт организован очень демократично. Все покупки делаются по очереди. Значит, нужно рассчитать, что и сколько купить в магазине, благополучно донести до дому бидоны с молоком, хлеб, овощи. А это совсем непростая задача, если знать, что, кроме десяти постоянных обитателей ( мама, папа, дети, дедушка), этот хлебосольный дом привечает еще и множество гостей, которые живут здесь кто день, кто неделю, а кто и месяц. Приезжает мать с маленькой дочкой: «Не знаю, что и делать. Дочь все время болеет. Может быть, хоть вы чем-то поможете». Или родители умоляют взять на «перевоспитание» подростка – единственного их сына, который совершенно не умнеет общаться ни с ровесниками, ни со взрослыми.
Да и сами Никитины много думают над тем, как передать свой опыт в руки возможно большего числа родителей. Разработали портативный «Комплект развивающих игр», который умещается в легком ящике размером 410Х320Х120 мм. В ящике восемь игр и 475 рисунков-заданий к играм. Игры эти очень разнообразны по содержанию и назначению. Они развивают зрительную память, математическое мышление, пространственное воображение, аналитико-синтетические, комбинаторские, конструктивные и другие способности. Они нужны для того, чтобы поднять интеллектуальные возможности каждого ребенка. Задача, согласитесь, первостепенной важности. Но Никитины только за такие и берутся.
В 1969 году была опубликована статья Бориса Никитина «Гипотеза возникновения и развития творческих способностей». Именно там прозвучало необычное сокращение – НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.
Издательство «Знание» выпустило книгу Никитиных «Ступеньки творчества, или развивающие игры». Она помогает мамам и папам лучше понять собственного ребенка, подготовить его к успешному обучению в школе, а главное, учит доброй манере играть с малышом, делать общение с ним приятным и полезным занятием. Еще одна книга Никитиных – «Первый день, первый год» рассказала читателям о том, что, оказывается, можно совершенно избежать болезней у самых маленьких.
Скоро выйдет новая книга Никитиных – «Мы и дети». Предисловие к ней написал академик Амосов.
Авторы уверены, что система раннего, а вернее, своевременного и разностороннего развития детей (укрепление их здоровья, повышение интеллектуальных возможностей) поможет преодолеть многие трудности воспитания в наш сложный век урбанизации и научно-технической революции.
Добавить комментарий