Наталья Абрамцева



Крылатая жизнь

Урок жизни и урок творчества. За 40 лет жизни прикованная к постели Наташа Абрамцева написала более 100 чудесных сказок.

Всю свою жизнь она никогда никуда не спешила. Время стало замедляться для нее чуть ли не с самого рождения.  Когда Наташе исполнился год, родители узнали: первое – болезнь неизлечима, второе – дальше будет только хуже. 

То, что происходило дальше, можно назвать трудом и чудом. Вернее, случилось чудо, вызванное долгим, ежедневным, трудным, будничным, едва ли радостным трудом.

Лена Алексеевна Никитина, знаменитая мама семерых детей, рассказывает, что как-то раз, разговаривая с Наташей о том, о сем, вслух позавидовала своей 20-летней собеседнице, которая к этому моменту уже не могла сидеть – только лежать. «Завидовать – мне?!» - поразилась Наташа. «Да ты же целыми днями можешь думать – о чем хочешь!» - совершенно искренне отвечала многодетная мама, у которой своего личного времени давным-давно не было.

Возможно, именно этот неожиданный разговор помог Наташе почувствовать безграничность того мира, который был внутри ее, – безграничность пространства для творчества. И через какое-то время она попробовала произнести слова, которые никак не были связаны с ощущением физической беспомощности, обидой на судьбу, безысходностью. Слова, которые начали творить совершенно другой мир – волшебный, огромный, светлый, населенный существами добрыми и смешными, забавными и неожиданными. И за двадцать следующих лет оставшейся Наташиной жизни этот мир появился на свет и остался в нем навсегда.

Поразительно даже не то, сколько чудесных сказок сочинила эта больная девушка. А то, каким светом и благодарностью они наполнены. Здесь оживают старые тапочки, знакомятся между собой окошки, отмечают дни рождения старые ели, приходят на помощь лесные тропинки, дождик отправляется к парикмахеру, а в старых сахарницах заводятся волшебные существа. Получилось, что время замедлилось лишь для того, чтобы ей удалось пристальнее рассмотреть то, что находится рядом. «Я убедилась, что неживого просто нет!» - писала Наташа. Ограниченное пространство обернулось волшебной лупой, а отсутствующие физические возможности – даром наделять душой и языком все без исключения окружающие предметы.

Если согласиться с простой мыслью, что каждый из нас при рождении получает единственное в своем роде задание, которое приходится разгадывать и решать всю дальнейшую жизнь, надо признать, что Наташе и ее родителям выпала одна из самых трудных задач. И мало кому так удалось справиться с этим заданием, как семье Абрамцевых.

Я помню, как они приезжали к нам  в гости на стареньком  голубом «Запорожце», помню большие  глаза постоянно лежащей молчаливой девочки – и всегда веселых, ярких, общительных, без конца подтрунивающих друг над другом Людмилу Николаевну и Корнелия  Корнельевича. Оба прекрасно чувствующие язык и литературу, они и дочке помогли рано погрузиться в мир слова. С трех лет она много читала, к 17-ти владела английским и испанским. Но они смогли передать ей большее - может быть, самое главное, что умели сами: когда радость жизни испытываешь в полной мере от самых простых и настоящих вещей - солнечного луча на маминой щеке, зеленой ветки в утренней росе, первого нежного снега.

Врачи объявляли: медицина бессильна, - а они разыскивали для  дочери учителя йоги (а это было в советские 70-е годы, когда само слово «йога» было полузапретным!), в специально обустроенном «Запорожце» путешествовали по всей стране. Они не смогли победить болезнь дочери, но сумели перевести ее из основной темы жизни - во второстепенную. Физическая неподвижность дочки оставалась тяжким грузом, но у ее души выросли крылья. И это удивление перед чудом жизни Наташа сумела вложить в свои сказки.

Ее учителя-сказочники - конечно, Льюис Кэрролл, Туве Янссон, Дональд Биссет, любимый Андерсен.  И если представить себе ту самую Волшебную страну, где Кролик вновь и вновь убегает от Алисы, Оловянный солдатик вечно любит свою прекрасную Балерину,  а Муми-Тролль терпеливо спасается от зловредной Кометы – без сомнения, там же обдумывает очередную чудесную странность и зеленоглазая Наташина Струмышка.

Главное - происходит внутри нас. Вот что смогла подтвердить своей удивительной жизнью Наташа. Врачи не давали ей и 13 лет жизни - она ушла в 40 лет и оставила более 120 сказок и рассказов, пьесы, сценарии и тысячи писем благодарных читателей, которые продолжают приходить к ее родителям и сегодня.

Почти невероятный и великолепный итог - урок жизни и урок творчества. Этому итогу многие в самом деле не прочь позавидовать. Но важнее, что другие, глядя на Наташин путь, смогут им вдохновиться.

Юлия Никитина

Эта статья была опубликована в декабре 2009  г. в  газете "Калининградская правда".

 

Страницы биографии

Наталья Корнельевна Абрамцева (17.08.1954 – 06.02.1995). Родилась в Москве, в семье военного, позднее драматурга, Корнелия Корнельевича и учительницы русского языка и литературы Людмилы Николаевны Абрамцевых. Раннее детство провела с родителями на Украине (станция Белокоровичи). В год Наташе поставили диагноз «спинальная амиатрофия Вернига-Гоффмана» - редкое и неизлечимое заболевание спинного мозга, которое прогрессирует с возрастом, обрекает человека на полное обездвижение и, как правило, раннюю смерть – в 12–13 лет.

Семья перебралась ближе к медицинским центрам, подмосковный городок ракетчиков Болшево. С 1974 года Абрамцевы постоянно живут в Москве.

С трех лет Наташа много читала. Как все закончила школу, а затем высшие государственные курсы переводчиков (английский и испанский).

Много путешествовала с родителями по тогдашнему Союзу (Крым, Прибалтика. Золотое кольцо).

В начале 70х активно занималась восточными методиками, йогой, но улучшений здоровья не наступало. Болезнь прогрессировала. В состоянии глубокой депрессии Наташа пыталась уйти из жизни. Жизнь победила. Через несколько дней Наталья написала первые рассказ-эссе «Так может быть еще не все?..» (1974 год). Затем появляются другие рассказы и сказки.

В 1978 году в газете «Ленинское знамя» опубликована сказка «Ласточка». С 1980 г. Наташины произведения публикуются регулярно. В 1985 году выходит первая книга «Сказка о веселой пчеле». В 1988 – сборник «Что такое зима». В 1989 – три сборника в разных издательствах. В 1990 году сборник «День рождения». В 1992 году – отрывной календарь для женщин с Наташиными сказками.

Переводы ее произведений появляются в Японии, Бельгии, Германии, Венгрии и др. По сказкам создают мультфильмы и диафильмы. Появляется постоянная рубрика «Наташина сказка» в «Вечерней Москве», «Сударушке». Все до единой сказки прозвучали на центральном радио, тогда еще, Союза. В театрах ставились новогодние спектакли по пьесам.

С 1990 года Наталья Абрамцева – член Союза писателей. Всего написано более 120 сказок, 12 пьес. Издано 16 книг, некоторые из них уже после смерти Наташи.

В феврале 1995 года, в период большой творческой активности, интересных планов и начинаний болезнь одолела, и Наташи не стало. Но произведения ее и сегодня остаются востребованными, печатаются и переиздаются. Родителям Натальи продолжают приходить письма читателей. Последние издания: «Сказки для добрых сердец» издательство «Аркаим», Челябинск; «Чудеса да и только», издательство «Самовар», Москва; «Рождественские грезы», издательство «Вера, Надежда, Любовь», Москва; публикации в журналах России, Украины, Белоруссии.

В 2008 году был создан Благотворительный фонд «Добрые сердца» имени Натальи Абрамцевой. Своей миссией Фонд считает не только сохранение памяти о Наташе и ее уникального творчества, но и активную помощь детям и взрослым с условно «ограниченными» возможностями, их поддержка в поиске своего духовного стержня, предоставление возможности для разнообразной творческой самореализации.

В декабре 2009 года заработал сайт Фонда www.fond-na.ru, email: fond-na@mail.ru.

Комментарии


грустно

я учусь 3 классе мы эту тему проходим чудеса да и только нам рассказывала про неё учительница нам очень понравилось.

Очень хороший пример для подражания! совсем не грустно! Буду искать её сказки... и прочту вместе с детьми!

Не могу отыскать, про что же писала Абрамцева? Русские народные сказки или Литературные сказки?

Добавить комментарий