Большая семья Здоровье Ожидание малыша
Интеллектуальное развитие Труд и игра Школа-мечта Люди-путеводители
Два пути предупреждения детского травматизма
Б.П.Никитин 1979 г.
ДВА ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА
Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжёлого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой - появление новых опасностей в жизни: многоэтажные дома, асфальтированные дороги, бетонные ступени и насыщенные машинами улицы, электричество и газ в каждом доме.
В этой сложной обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них в яслях, детсадах и школах не спасают положения, и детский травматизм непрерывно растёт.
Возможны два различных пути его предотвращения.
Первый путь заключается в стремлении взрослых УВЕЛИЧИТЬ КОМФОРТ жизни себе и детям, обезопасить жизнь, УБРАВ ОТ РЕБЁНКА ОПАСНОСТИ или ребёнка от них. «Прячьте спички от детей!», «Вы, родители, в ответе, если спички взяли дети!», «Если увидите у детей такие опасные игрушки, как рогатки, острые палки, самодельные копья и стрелы, постарайтесь их ОТОБРАТЬ» - кричат надписи с плакатов, выпущенных пожарниками, врачами, работниками ГАИ.
А если опасность убрать нельзя, то: «Не оставляйте детей без присмотра!», «По неосмотрительности взрослых в руки детей попадают ножницы, остро заточенные карандаши, вилки, гвозди и другие острые предметы», «Не пускайте детей купаться в реке без вожатого или взрослого!»… Словом, водите за ручку ребёнка как можно дольше, заботьтесь о ребёнке, сняв тем самым С РЕБЁНКА ЗАБОТУ и о себе самом, и о других. Такой пусть борьбы с травматизмом, хотя и является официальным и самым распространенным, БЛИЗОРУК, направлен лишь на сиюминутный результат. Дети при этом остаются В НЕВЕДЕНИИ: они не знают об опасностях в окружающей жизни, не учатся быть сами осторожными, остаются неумелыми в обращении с опасными предметами, слабыми при встрече с трудностями. Положение осложняется ещё и тем, что городские дети растут физически слабыми, и для них опасными стали даже простые падения на землю, на асфальт, на пол в квартире или в школьном коридоре.
Итак, ОГРАДИТЬ детей от опасности – значит, заведомо сделать их слабыми, объективно способствовать росту детского травматизма.
Второй путь – сознательно ГОТОВИТЬ РЕБЁНКА к встрече с трудностями и опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни. Надо воспитать ребёнка так, чтобы он:
1. ЗНАЛ об опасностях, встречающихся в жизни, БЫЛ ОСТОРОЖЕН САМ и учил этому других детей;
2. УМЕЛ обращаться с опасными предметами, инструментами и веществами;
3. Был СИЛЬНЫМ, ЛОВКИМ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫМ, чтобы легко выходить из сложных и опасных положений.
Как это сделать?
У нас семеро детей от 7 до 20 лет, и за 20 лет (а к 1994 году – за 35 лет) ни у кого из них (так же, как и у двенадцати внуков) не было серьёзных травм (переломов, вывихов, сотрясений мозга, ожогов и т.п.), хотя они живут в «зоне повышенной опасности», так как в доме и во дворе много спортивных снарядов и сооружений, есть мастерская с множеством инструментов, в том числе электрифицированных, и с другими опасными вещами. Всё это было доступно для детей с самого раннего возраста. Мы считали, что ребёнку надо предоставить как можно больше возможностей в познании мира, чтобы малыш сам ориентировался в нём, чувствовал себя уверенно и чтобы предвидел возможность неприятных последствий своих действий. Поэтому мы не убирали от детей опасные вещи (иголки, спички, ножницы, ножи и т.п.) и не прятали ребёнка от опасностей, а сразу, ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ ЕГО С ОПАСНОСТЬЮ, ЗНАКОМИЛИ МАЛЫША С НЕЙ, чтобы он знал, что опасность есть, и знал, ЧЕМ ОНА ГРОЗИТ, какую неприятность может принести.
При этом у нас постепенно выработались определенные приёмы и правила. Перечислим основные из них:
1) Мы заметили, что всякое прятанье, утаивание, запрещение только возбуждает любопытство ребёнка и усиливает тягу к запретному плоду. Опасность при этом только увеличивается, так как ребёнок обязательно воспользуется отсутствием взрослых, дорвётся до опасной вещи и может наделать много бед. Поэтому мы всегда стараемся, чтобы САМОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО с притягательными, но опасными вещами (огонь, утюг, электроплитка, спички, иголки и т.д.) состоялось в присутствии умелого и умного взрослого или старшего, чтобы избежать тяжёлых последствий.
При этом взрослый не должен быть безучастным свидетелем, а должен предупредить ребёнка, что может быть «больно!», «горячо!», «упадёшь!» и т.п., а дальше НЕ МЕШАТЬ РЕБЁНКУ ПОПРОБОВАТЬ, так ли это. Конечно, при этом взрослому приходится быть начеку, чтобы обеспечить безопасность ребёнка и дать ему урок.
С пяти-шести месяцев пускали малыша ползать на полу босичком по всей квартире и первое время следили за ним, но не боялись, что его «поучит» угол ножки стола, стол, табуретка, скамеечка, которые не прощают неумелого обращения.
2) Не боялись, если «урок» причинит ребёнку боль, неприятность, маленький ожог, ранку. Двух-трёх таких «уроков» оказывается обычно достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.
Бабушки считали нас жестокими, бессердечными, так как мы «позволяли» ребёнку получить синяк от ушиба, порезаться ножом или обжечь палец, трогая горячий утюг. А мы видели, что только такой чувствительный урок действительно учит малыша, и поэтому шли на него, понимая, что это «предохранительная прививка» для будущего. Дети знали, например, что зажигать бумагу и иметь дело со спичками можно только около печки, где пол обит листом железа, а рядом на скамейке стоят два ведра с водой. Не нарушали этого правила ни они, ни мы, взрослые.
3) Мы даже делали специальные «ловушки», например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола. «Помогали» уколоться иголкой или булавкой, позволяли пилить пилой, забивать маленьким молоточком гвозди.
Чтобы ребёнок узнал, что током бьёт, применяли магнето от трактора или автомашины. Там ток очень слабый, вреда не принесёт, но удар будет достаточный, чтобы вызвать очень неприятное ощущение у малыша, взявшегося за оголённые провода магнето.
4) При встрече с большой опасностью, где применением «малых доз» невозможно (поезд, автомашина и пр.) мы не пускались в рассуждения и объяснения, а в первый же раз переживали испуг, проявляли опасение и осторожность, чтобы ребёнок видел ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ в данной ситуации. Например, выходя впервые с малышом на улицу, бросались в сторону от автомашины подальше, чтобы он опасался уличного транспорта, внимательно смотрели направо и налево, остановившись перед проезжей частью улицы.
5) При переходе через улицу, во время дальних прогулок и путешествий мы «перекладывали» ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за безопасность всех со взрослого НА РЕБЁНКА: хвалили тех из ребятишек, кто первый заметил приближение автобуса, а трёх-четырёхлетнему уже давали поручения: «Переведи маму через улицу, а то она плохо видит – как бы ни попала под машину». Когда шли на речку купаться целой компанией, кого-то из малышей брали «в проводники» и подчинялись его команде, когда можно переходить улицу, а когда нельзя. Наша семнадцатилетняя дочь до сих пор помнит, что когда она (четырёхлетняя) «вела» папу в молочную кухню, то папа сворачивал «не туда, куда надо» (папа делал это, чтобы проверить, знает ли она дорогу и следит ли, куда надо идти).
6) При знакомстве с опасными инструментами рядом всегда находился РАБОТАЮЩИЙ этим инструментом старший или взрослый, чтобы ребёнок видел, КАК инструментом работают. Спрашивали, например: «Почему папа, работая на циркулярной пиле, сначала подаёт доску руками, а под конец толкает её планкой?» (чтобы рука не попала под пилу).
7) Мы не запрещали опасных игр, а учили соблюдать меры предосторожности. Например, если дети делали лук со стрелами, рогатки и т.п. «оружие», то отец помогал им построить «тир», установить цели, например, из консервных банок, обязательно учил детей элементам той техники безопасности, которую соблюдают солдаты во время стрельб.
Одного знания опасностей и вызываемого этим повышения осторожности недостаточно. Необходимо ещё сила, ловкость и ум, т.е. умение выходить из сложных ситуаций. Этим занимался в основном отец с первых дней жизни ребёнка.
Сначала просовывал в сжатые кулачки ребёнка по пальцу и пробовал посадить его, поставить на ножки, а потом и приподнимать на несколько секунд.
С трёхмесячного возраста в коляске или кроватке укреплял палочку, за которую малыш мог браться и, подтягиваясь на ней, садиться и вставать на ножки. К этому времени у него были настолько крепкие ручонки, что, если малышу случалось вывалиться из коляски, он всегда успевал за что-нибудь уцепиться и держаться до тех пор, пока взрослые прибегали на плач.
А когда малыш начинал ползать по полу, мы ставили раскладушку или каркас от неё, протягивали через комнату канат, подвешивали гимнастические кольца и турник на высоте 80 см от пола, чтобы ползунок мог находить опору и становиться на ножки, а шлёпнувшись – снова подниматься. Обучаясь ходить, малыш вначале, конечно, частенько падал: если назад – то садясь на пол, если вперёд – выставив перед собой ручки. Так он научался падать раньше, чем ходить, и доводил это умение до совершенства, что часто потом его выручало в трудных ситуациях. Одновременно мы стимулировали развитие ловкости и силы тем, что целую комнату в доме превратили в спортивную: два турника, кольца, канат, шест, «лианы», резинки для прыжков (эспандеры), мешки с песком (от 1 до 18 кг), имеющие две рукоятки, и т.п.
Сейчас уже разработан целый «спортивный комплекс» для городских квартир (В.С. Скрипалёв и др., авт. Свидетельство № 587949 от 21.09.77), имеющий 11 спортивных снарядов и занимающий площадь 3 кв.метра. Первое впечатление человека несведущего – комната стала для ребёнка «зоной повышенной опасности». В действительности наоборот: спортивные снаряды составили сферу обитания ребятишек и резко подняли двигательную активность детей, увеличили силовые нагрузки и сделали их в два-три раза сильнее сверстников. Видимо, во столько же раз увеличилась и прочность костей, связок, мышц.
Семилетняя Люба раскачивается от одной стены комнаты до другой, держась за кольцо ОДНОЙ рукой. Ваня уже в 8 лет мог нести на спине отца, вес которого в три раза превышал собственный вес сына. Дети мягко спрыгивают на пол с высоты 1,5-2 своих ростов, влезают на гладкий металлический шест высотой почти 6 м за 6-7 сек (Ваня). Играя на спортснарядах, придумали массу упражнений, которые не могут сделать взрослые («вертолёт», вис на носках и др.).
Дети в таких условиях умеют точно оценить пределы своих возможностей (двухлетняя Оля спрыгивает на пол с высокого стульчика, но не прыгает со стола, хотя он только на 12 см выше стульчика и с него прыгают старшие братья), а разнообразнейшие ситуации, возникающие на спортивных снарядах, позволяют им интуитивно легко выходить из трудностей. Вот несколько эпизодов из жизни наших детей.
Папа устроил под потолком «гнёздышко», куда ребята постелили старое одеяльце и очень полюбили его как место для уединения, для чтения книжки, подобное тому «дому» какой они иногда делают под столом. Однажды пятилетний Алёша со стопкой книг в руках поднимался туда по наклонной спортивной лесенке. Руки у него были заняты книгами, и он поэтому влезал медленно, ставя босую ногу на круглую перекладину и опираясь коленом на следующую. И вот, когда оставалось сделать последний шаг к «гнёздышку», Алёша вдруг качнулся назад. Картина была жуткая, ведь руки заняты и за лесенку схватиться нельзя. Но Алёша нашёл блестящий выход. Он мгновенно развёл руки в стороны и, повернувшись почти на 180о, спрыгнул с лесенки на пол. Папа бросился к Алёше, а тот, увидя испуганного отца, стал его успокаивать: «Я сейчас всё соберу!» - и принялся подбирать рассыпанные книги. Папу испугало то, что Алёша упадёт с лесенки вниз спиной, а Алёшу – что он уронил на пол книги: к этому возрасту спрыгивать с высоты полутора-двух своих ростов для него было обычным и привычным делом, а вот рассыпать книги по полу – это большая неприятность для пятилетнего человека.
Антоше было и того меньше (3,5 года), когда он, сидя на корточках на нижнем турнике и держась руками за верхний (у нас долго стоял двойной турник: один – на 1 м от пола, а второй – на 1,7 м), решил спрыгнуть на пол. Он отпустит турник, но при этом качнулся не вперёд, куда хотел спрыгнуть, а назад. Папа увидел это и бросился к нему, но не успел и… опять поразился, как ловко Антон избежал падения на спину. Чувствуя, что клонится назад, он тут же просто спрыгнул с нижнего турника назад, а не вперёд. «По дороге» попробовал зацепиться ручками за нижний турник, но руки, хотя и притормозили падение, сорвались, и Антоша приземлился сначала ножками, а потом присел и… ни удара, ни синяка, ни царапины, ни испуга.
Этим УМЕНИЕМ ПАДАТЬ удивляли не только мальчики, но и девочки. Как падала пятилетняя Любочка, мы не видели, но Ваня рассказал: «Она долезла по наклонно натянутой лиане почти до потолка и тут… лиана оборвалась, и Люба падала вниз спиной. Но в полёте успела, как кошка, перевернуться и уже встретила пол руками и ножками». И хотя был большой «гром» от удара, сильные руки и ноги максимально смягчили падение и не допустили серьёзной травмы.
Сколько было подобных и разных падений, доходило до синяков, ссадин, царапин (кстати сказать, синяки укрепляют иммунную систему организма), но разбитого носа ни у кого из ребят мы не видели.
Чтобы уменьшить вероятность травм в спортивной комнате, взрослые и старшие дети соблюдали РЯД ПРАВИЛ:
1. Не брали маленького ребёнка за руку, а давали ему свои пальцы, чтобы тот САМ за них держался, когда идёт или бежит рядом. Так исключается растяжение связок, но идёт тренировка и укрепление их.
Не поднимали к высоким кольцам и турнику, если ребёнок САМ не может влезть туда и слезть оттуда, а опускали их, чтобы ребёнок мог САМ дотянуться.
Не раскачивали ребёнка, повисшего на кольцах или резинках, так как невозможно точно определить, насколько крепко он держится. Пусть САМ раскачивается в меру своего умения, отталкиваясь от пола в середине кача или от стены в конце кача.
2. Обучали детей правилам страховки во время опасных упражнений и пониманию того, что эта страховка необходима. Для этого кто-нибудь стоял рядом с турником, чтобы поймать при срыве, или сидел на всякий случай под лесенкой, куда лез малыш и мог скатиться.
3. Учили не мешать занимающемуся на спортснаряде (не смешить, не дразнить, не пугать, не перебегать линию качания снаряда).
4. Если появился новый спортивный снаряд или ребята изменили установку старого (привязку каната и т.п.), то обязательно проверяли снаряд на прочность (выдерживает ли взрослого?).
5. Хвалили за достижения, но не провоцировали на упражнения, повышающие возможности ребёнка.
Правила эти составлены впервые, поэтому требуют дополнения, уточнения, детализации, но мы убеждены, что этот путь является эффективным для снижения детского травматизма.
Комментарии
Марина Федорова
15 Декабрь, 2011 - 00:08
Анна Борисовна
19 Апрель, 2012 - 14:10
Lena Egorova
4 Декабрь, 2012 - 23:56
Анна Борисовна
5 Декабрь, 2012 - 12:58
Лена Егорова
4 Февраль, 2013 - 23:46
Евгения
28 Февраль, 2013 - 17:35
Гость
28 Март, 2013 - 03:35
Ася
19 Май, 2013 - 01:27
Наташа
4 Январь, 2014 - 09:25
Антон
4 Январь, 2014 - 12:56
Добавить комментарий