Индексы справедливости



Б.П. Никитин

ИНДЕКСЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ 

Здесь будет много цифр и таких показателей, каких вы пока еще не встретите ни в официальных таблицах, ни в учебниках для тренеров, ни в медицинских монографиях. Но сначала немного об истории их появления.

Спортивная комната в доме, много спортивных сооружений во дворе и спортснаряды в роли игрушек с первых шагов ребенка сильно изменили жизнь наших ребят: без уроков и занятий, без расписания и учителей они бегали и прыгали, лазали, играли, кувыркались сколько душе было угодно и, конечно, быстро развивались физически. Мы с удовольствием наблюдали за ними и записывали в дневники сведения об их успехах и придуманных ими спортивных «номерах». Мы и не подозревали тогда, что из этих записей  выйдет.

Но когда в журнале «Семья и школа» (№4, 1964, с.25) мы встретили «нормы» для их ровесников в детском саду, то поразились: шестилетний ребенок, оказывается, должен  прыгать в длину с места на 60 см, спрыгивать с высоты 60 см, пройти по доске шириной  15 см и пробежать наперегонки… 30 м. У нас эти нормы легко выполняла маленькая Оленька, а ей исполнилось лишь 2 года 7 месяцев. Старший же сынишка Алеша (5 лет 9  месяцев) перекрывал их вдвое-втрое: прыгал в длину с места 120 см, спрыгивал с высоты 190 см, шел по доске шириной  4 см (поставленной на ребро) и бегал наперегонки и 300, и 500 м. Но он, кроме того, мог быстро влезать по металлическому шесту, отрывать от земли груз 50-60 кг и подтягиваться на турнике 4 раза подряд, что  является нормой только для… восьмиклассников. Нас это удивило и обрадовало. Вот, оказывается, что дает «раннее развитие», которым нас так пугали. Вот насколько крепче и сильнее могут стать все дети, если снять принятые ограничения, если заменить лежание в «конверте» плаванием, ходьбой, гимнастикой и пустить в спортзал не в 7 лет, а… в 7 месяцев. Но врачи говорили нам: «Все дети у вас отстают по росту и массе тела, и развитие у них ниже среднего».

Глядя же на подвижных, ловких, сильных и жизнерадостных наших малышей, мы не могли поверить в то, что делаем им что-то во вред.

Однако тревога и недоумение точили нас. Вот тогда-то мы и решили сами измерять их физическое развитие, а для этого познакомились с методами измерений. И тут всё стало постепенно выясняться. Оказалось, что при оценке физического развития ребёнка основными показателями являются рост,  масса, окружность грудной клетки и головы.

Поэтому мы оставили рост и вес для «антропометрических данных» и стали искать другие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенства человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, которая является ведущей в организме и на которую «равняются» все остальные системы (И.А. Аршавский).

Мы назвали эти критерии «стимулирующими индексами». В чём их суть? Если дети соревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше, чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измерить в собственных ростах прыгунов, то победит самый «прыгучий».

«Мера длины» становится для всех одинаковой – свой рост. Так мы узнали, что у наших ребятишек к 4 годам «индекс прыгучести» (ИП) вырастает до единицы, в 5 лет – до 1,1, в 8 лет – 1,3, а чтобы прыгнуть на 1,5, надо уже тренироваться – «кузнечиком» стать не так легко.

И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшую скорость в своих ростах в секунду. Валерий Борзов – олимпийский чемпион – мчится со скоростью 5,48 р/с, у него самый высокий «скоростной индекс» (СИ), а наш Ваня в полтора года бегал со скоростью 1,7 р/с, а в 4 года – уже 3,5 р/с, а к восьми добрался до 4,6 р/с. Аня и Юля в 8-9-летнем возрасте удивляли нас, развивая скорость 5,2 – 5,4 р/с, - почти как олимпийцы! Но долгие часы сидения за партой в школе ежегодно «съедали» эти показатели на 0,1 – 0,2 р/с, к концу школы у них осталось только 4,2 – 4,4 р/с.

Система индексов оказалась применима и для метаний, только папе пришлось выточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500,600 г, чтобы все брали одинаковые гранаты в одну сотую своего веса (0,01 В), а дальность броска измерялась опять-таки в собственных ростах. «Метательный индекс» (МИ) растет от 0 до 10-15 ростов и у чемпиона по метанию будет ещё выше.

Но самым главным, самым важным показателем физического  развития мы всё-таки считаем «силовой индекс» (СИ).

«Силовой индекс» показывает, сколько собственных весов может оторвать человек от земли или сколько килограммов груза отрывает он на один килограмм своего веса. При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног, корпуса, плечевого пояса, рук), что даёт ощущение напряжённости всего  тела. Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже у малыша с полутора-двухлетнего возраста. Индекс у ребенка очень стабилен по величине (при нескольких попытках разброс ничтожен: +3-5%), но чутко реагирует на состояние здоровья, слабость, усталость.

«Силовой индекс» возник, когда мы попытались применить «становую силу» в качестве показателя физического развития. Медики  требуют при  этом держать рукоятку динамометра на высоте колена и, значит, заметно наклоняться вперёд и сгибать спину. А с согнутой спиной много не поднимешь – дети это сразу ощутили и стали принимать положение, подобно грузчикам и штангистам, обязательно с прямой спиной: держа рукоятку выше колена и вначале чуть присев. Так появился в наших таблицах новый термин – «максимальный груз отрыва в наивыгоднейшем положении». Остался для измерения прежний «становой динамометр», но этот «максимальный груз отрыва» мы делили  на собственный вес ребенка и получили самый совершенный критерий его мышечной силы, применимый в любом возрасте, при любом росте и весе и сразу показывающий всем, что толстяки (по медицинским меркам физическое развитие которых «выше среднего») – это слабые дети.

Величина «силового индекса» ребёнка растёт непрерывно от нуля до 2-3 единиц, а у наших детей даже до 4-5 единиц. Рекордный результат, видимо, покажут штангисты небольшого веса. Короче, «силовой индекс» - показатель качества мышц всего организма и, видимо, ведущая характеристика  физического  развития.

Система индексов испытывалась в узком кругу нашей семьи и её ближайшего окружения, в нескольких школьных классах, но даже этот ограниченный опыт говорит о её больших преимуществах и возможностях.

Во-первых, индексы объективно выражают меру физического совершенства организма независимо от антропометрических данных ребёнка.

Во-вторых, отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах, килограммах), «мы перестаём обижать малышей» (по словам учителя физкультуры томской школы №9) и позволяем им на равных со старшими участвовать в спортивных состязаниях и даже одерживать победы.

В-третьих, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега, прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человеку средством самоконтроля, а тренеру и учёному позволит исследовать процессы развития и становления отдельных физических качеств и их возрастные изменения, объективно сравнивать эффективность различных методов тренировок и результаты работы разных групп и школ.

Нам система индексов дала возможность увидеть, что высокая подвижность наших детей и большие, чем принято допускать, нагрузки удивительно благотворно сказываются на здоровье, телосложении и самочувствии детей. Она же подтвердила, что наивысших результатов дети достигают к 7-10-летнему возрасту, поступление в школу и резкое снижение двигательной активности ведут к снижению всех показателей  физического развития.

Если система стимулирующих индексов будет принята в школе, то нам кажется, это поможет и ученикам, и учителям физкультуры вскрыть дополнительные резервы и добиться более высоких результатов  в физическом развитии детей.

Мы уже упомянули, что дети приняли эту систему оценок их физической подготовки. Они сочли её справедливой и назвали новые показатели «индексами справедливости». Может быть, к этому мнению детей прислушаются и взрослые?

Комментарии


Справедливо и логично.

Отлично придумано. Берем на вооружение. Спасибо!!!

подскажите пожалуйста, насколько эффективна ваша система при оценке высокорослых детей? если я правильно поняла, то дети одного возраста, но более низкого роста будут иметь значительное преимущество по сравнению с более высокими сверстниками?

Марина, в том-то и дело, что никаких преимуществ у низкорослых нету )), ведь у высоких и ноги длиннее ))), поэтому в соревнованиях по "индексам справедливости" выигрывают не низкорослые, а самые сильные, ловкие и гармонично сложенные ребята. Помню, когда мы проводили такую спартакиаду в 6-м классе, 1-е место занял один из самых маленьких ребят, а 2-е место (с небольшим отрывом) - один из самых высоких мальчишек )))

Добавить комментарий