ВНИМАНИЕ (В) и ВНИМАНИЕ – УГАДАЙ-КА (ВУ)



Материал взят из книги «Интеллектуальные игры».

Купить игру
Внимание и Внимание-Угадай-ка

Описание игры

Вот малыш смотрит на игрушку, на картинку в книге, на поезд или автомобиль. Что он увидел в них? Что запомнилось и сохранится в памяти, а что нет? Мы редко задаем себе такие вопросы.

– Раз смотрит, значит и видит, – думаем мы. А это не всегда так. И, к сожалению, обнаруживается это неумение видеть только в школе или даже позже, когда изменить что-либо уже очень трудно. Но ведь можно не только проверить, что малыш заметил и запомнил, а что прошло мимо его внимания, можно и развить это умение видеть как раз тогда, когда сделать это легко.

Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут, а малыш должен его нарисовать и возможно точнее. Надо “схватить” и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его изобразить мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, “сфотографировать”, сберечь в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры-задания, которые предлагают ребенку, разделены на серии по 6 фигур, причем сложность фигур возрастает от первых номеров к последующим и от первых серий к последним. На рис. 31 приведена 1-я часть фигур-заданий (“Внимание” – В) в уменьшенном масштабе, чтобы взрослые могли сопоставить их сравнительную сложность и подбирать серии соответственно уровню развития малыша. Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

Рис. 31

Во второй части игры: “Внимание – Угадай-ка” – ВУ (рис. 32) серии короче – всего по 4 фигуры в каждой, но в них заложена какаято закономерность изменения фигур. Эту закономерность и должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только3 первых фигуры-задания, а 4-ю он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама 4-я фигура служит только для проверки правильности выполнения задания.

Рис. 32

Серии фигур из игры “Внимание – Угадай-ка” можно предлагать малышу тогда, когда после выполнения нескольких серий игры “Внимание” будет уверенность, что он сумеет точно нарисовать первые 3 фигуры, расположить их в ряд и, последовательно сравнивая их друг с другом, догадаться о форме 4-й.

Выполнение заданий “Внимание – Угадай-ка” развивает, таким образом, еще и сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.

Играть во “Внимание” – В можно начинать даже с 2–3-летними малышами, а с 3–4-летними уже пробовать и ВУ, но эта игра очень полезна и более старшим детям, даже подросткам.

 

Что приготовить  для игры

На плотной бумаге нарисуйте фигуры в точном соответствии с рисунками (по образцам, увеличив до масштаба 1:1 или 1:2), разрежьте таким образом, чтобы собрать вместе фигуры-задания по сериям, т. е. по 6 фигур в каждой серии (можно не разделять их, а склеить полосками, как на рисунке 30, и сложить гармошкой для удобства пользования). То же самое сделайте и со 2-й частью фигур-заданий (ВУ-1, ВУ-2), но их отложите в отдельную коробку или пакет, так как они пригодятся несколько позже.

                                Рис. 30

Малыши рассаживаются в комнате с таким расчетом, чтобы у каждого был столик, парта или скамейка, где можно положить тетрадь или листок из тетради и рисовать на нем простым карандашом, и чтобы каждый мог видеть рисунок, который будет показывать руководитель игры.

Для рисования лучше брать простые мягкие карандаши, но затачивать их не так остро, как это делают чертежники, а под углом 40– 50°, чтобы они не так легко ломались, и обязательно иметь 2–3 запасных. Ребятам бывает очень обидно, если в самом разгаре игры карандаши вдруг выходят из строя, а других нет. Можно запастись и резинкой для исправления ошибок в рисунке, но это уже необязательно.

Как играть

Способ игры во “Внимание” зависит от возраста детей, от числа играющих, от того, знакомы ли они с игрой или встречаются сней впервые, умеют ли они считать или нет, попадали ли они в условия, когда надо быть внимательным или нет. С одними уже можно договориться, что все фигуры будем рисовать в 2 или в 3 клетки ростом (рисовать сначала лучше на бумаге в клетку, т. е. в школьных тетрадях по математике), что расположим их на одной линейке (по горизонтали – в строчку или сверху вниз – в колонку по вертикали). Если работы будут оцениваться “баллами”, то значит надо, чтобы каждый перед началом игры написал на листке или на тетради свое имя, а если может, то и дату. Помочь этому легко, написав крупно мелом на доске или куске линолеума цифры, например: “17.03.1988”. Начиная с 3–4 лет малыши, игравшие во “Внимание”, такую надпись срисовывают легко, даже если не все цифры умеют писать. Так же можно делать и с именами детей: написать имена на доске, а малыши перерисуют их на обложки тетрадей, а заодно научатся находить то место, где на обложке надо писать имя.

А с начинающими лучше всего играть так:

– Кто умеет играть во “Внимание”? – спросите у малышей. И если таких нет, то сразу выскажите предположение: “Сейчас, наверное, все научатся”.

– Кто заметил, что я принес в пакете? – спросите всех, показывая пакет.

– Картинки, – может кто-то высказать предположение.

– Как это ты, Миша, узнал? Я ведь никому еще не показывал, – удивитесь вы.

– Но вот какие картинки? Это вы не знаете! – подзадорьте малышей, старательно закрывая пакет, как будто картинки можно увидеть через приоткрытое отверстие.

– Только самые внимательные узнают, что у меня там и... даже нарисуют эти картинки в своей тетради, – предупредите вы, продолжая создавать атмосферу исключительной важности момента.

– Когда я скажу слово “внимание”, я покажу одну картинку, но... через 3 секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано, а кто нет, тот не успеет.

– Проверим, кто у нас внимательный? – спросите малышей. Обычно 20–30 секунд вполне достаточно, чтобы заинтересовать малышей (“Что это за картинки, почему их не показывают?”) и настроить на игру. Само начало игры можно обозначить вопросом: “Ну что же, начнем проверку?” – и показать первую фигуру-задание.

– Кружок! – радостным восклицанием встретят малыши знакомую им фигуру на картинке и, как только вы спрячете ее, примутся рисовать кружок в тетради. Смотрите, у кого получается хорошо, и обязательно отметьте. Подготовьте в это время следующую фигуру-задание и, как только заметите, что последний кружок нарисован, вместе со словом “внимание” покажите его на 2–3 секунды.

Конечно, можно и не ждать, когда рисование закончит последний из малышей, и показать 2-ю фигуру-задание на несколько секунд раньше. Но так поступайте только в том случае, если вы знаете характер ребенка и уверены, что такой ваш шаг “подстегнет” его рисовать быстрее, а не даст прямо противоположный результат, т. е. не приведет к тому, что ребенок бросит игру.

Обычно 6 заданий вполне достаточно для одной игры, но для старших детей можно придумать новые серии из 8–10 заданий. Особенно это необходимо в тех случаях, когда игра становится соревнованием и результаты подсчитываются.

В ходе игры делайте главным образом одобрительные замечания, чтобы ребятишки воодушевлялись и даже играли азартно.

– Такую трудную фигуру – и все нарисовали! – удивитесь вы, видя, что все ребята сумели достаточно хорошо воспроизвести фигуру. – Тогда я вам еще труднее фигуру задам! Ее, наверное, уже не все сумеют нарисовать точно.

А так как фигуру-задание каждой серии действительно постепенно усложняют, то эта “угроза” существует реально.

Показывать фигуры-задания следует один раз, а вот время можно изменять, например: если надо подсчитать число отрезков или кружков, то время можно увеличить до 5–8 секунд. Надо следить только за тем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец и 2, и 3 раза, дорисовывая его по частям.

Как оценить  рисунок

Если в игре участвуют несколько детей, то, конечно, интересно выявить победителя. Но даже если вы играете с одним ребенком, ему хочется узнать, насколько точно он выполнил задание.

Мы это делаем так. Старший собирает все тетрадки или листики с рисунками в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все участники игры и превращаются в судей (есть такой “метод экспертов”, как при оценке фигурного катания на коньках). Рядом с первой тетрадкой старший кладет первую фигуру-задание, и все могут сравнить образец и его копию – детский рисунок.

Оценку мы обычно делаем по 10-балльной системе и по большинству голосов (вычислять среднюю оценку с ребятишками трудно). За безукоризненный рисунок ставим 10 баллов, а за недостатки и ошибки снижаем до 9, 8, 7 и т. д. баллов. Если все считают, что за этот рисунок надо поставить 8, то старший выводит красным карандашом крупную цифру 8 под рисунком. Если же есть расхождения в оценке, то тогда голосуем и принимается та, которая получила большинство голосов.

Учитываем: пропуск линий или излишнее их число (не все линии рисунка изобразил или нарисовал лишние), и в зависимости от общего количества линий снижаем на 1 или 2 балла;

четкость линий (за слабые, прерывистые или проведенные штриховкой линии тоже снижаем балл);

прямизну и кривизну линий (за кривые и неаккуратные тоже снижаем балл);

правильность  окружностей  (если  круг  похож  на  “картошку” – снижение балла);

длину линий, соотношение частей, сделал ли жирную линию или не заметил, что она толще других, расположил ли рисунки в линию или разбросал по странице как попало, сохранил ли углы или исказил и т.д. и т.п.

Практику  такой  оценки  дети  быстро  усваивают  и  судят  очень объективно, а главное при этом – учатся сами находить ошибки и оценивать их. Мы эту половину игры очень ценим за ее удивительно эффективное влияние на детей. Столько дефектов подмечают в рисунках малыши и таких интересных, что взрослому приходится учиться у них. Качество рисунков у ребят растет удивительно быстро, а когда дошкольники получают больше баллов, чем школьники, за одинаковые задания, то это поучительно для всех.

Оценив все рисунки одного малыша, “судьи” переходят к рисункам второго, третьего и т. д. Сумма баллов (подсчитать ее могут сами дети на счетах, так как прибавлять каждый раз надо число 10 или менее) за все рисунки и является окончательным результатом, который и сравнивают с другими. За 6 рисунков можно получить максимум 60, а за 8–80 баллов. Победителем считается набравший наибольшую сумму.

Когда дети будут уже точно срисовывать фигуры-задания, не упускать детали, считать одинаковые части и т. п., можно перейти к игре “Внимание – Угадай-ка”.

 

ВНИМАНИЕ – УГАДАЙ-КА (ВУ)

Подготовка к этой игре-соревнованию проводится так же, как и с группой при игре во “Внимание”, но тут появляются важные дополнения к заданиям. Мало того, что надо нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой. Значит, тут надо обязательно расположить их в один ряд и рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то закономерности будет очень трудно обнаружить. Поэтому при подготовке к игре установите, что все будут рисовать:

а) все фигуры одного роста (одной величины), например, в 2, 3 или 4 клетки (тетрадь в клетку), а если фигура из кружков, то каждый кружок в 1 клетку или в полклетки и т. п.;

б) все фигуры в ряд – на одной горизонтальной линии или в колонку – по вертикали. Или изменяйте этот порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем, и другим способом;

в) рисовать их последовательно, т. е. ставить рядышком – около 1-й фигуры – 2-ю, около 2-й – 3-ю и около 3-й – 4-ю.

В первый раз дайте только одну серию, но внимательно наблюдайте, как малыши “схватят” главную идею – поймут ли, что вы показали им 3 фигуры для того, чтобы они догадались сами, какой должна быть 4-я. Сначала показывайте фигуры по одной, как в игре “Внимание”, а дальше скажите: “А четвертую нарисуйте сами! Кто догадается, какая она?” Покажите ее только при проверке, причем для этого положите сразу все 4 фигуры в ряд (или “в колонку”), чтобы закономерность изменения была видна всем детям. Тут надо спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. Более развитым можно давать и 2, и 3 серии заданий ВУ “в один присест”.

При оценке выполнения заданий за 4-ю фигуру надо давать в 2 или 3 раза больше очков, чем за первые 3, так как первые 3 фигуры дети видели и копировали по памяти, а 4-ю рисовали, не глядя на нее, – додумывались, анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в серии “спрятана” одна закономерность, то нужно добавить 10 баллов, а если две, то 20. В серии ВУ-8 (“Пузырьки”), например, надо уловить 2 закономерности; 1-я – что маленький пузырек “выходит” из большого и удаляется от центра каждый раз наполовину своего диаметра, а 2-я – что он еще и вращается против часовой стрелки каждый раз на 1/4 оборота. Поэтому мы 30 баллов за 4-ю фигуру распределяли так: от 1 до 10 баллов за качество рисунка, плюс 10 баллов, если догадался, что пузырек “выходит”, и еще 10 баллов, если узнал, что он еще и “вращается”. Таким образом, например, если за качество рисунка поставили 9 баллов, то можно набрать и 19, и 29, в зависимости от полноты раскрытия закономерностей.

Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к оригинальному решению, к которому надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать всегда положительно, даже если логика ребенка покажется странной. В том же задании ВУ-8 (“Пузырьки”) 6летняя Юля вместо того, чтобы удалить маленький пузырек из большого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь.

– Почему ты опять спрятала пузырек? – удивились “судьи” при проверке рисунка.

– Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там холодно. Он постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться.

“Судьи” все рассмеялись и единогласно дали ей за такую логику решения 10 баллов. Не надо поэтому смущаться тем, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно, что мысль ребенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять оригинальность, нестандартность мышления.

После освоения игры “Внимание” мы играем в нее сравнительно редко – раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием, контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.

Когда будут исправлены фигуры-задания, очень полезно составить новые серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике, радиотехнике, топографии (ведь всем надо уметь читать план и карту), строительстве, кинематике машин, дорожные знаки и т. п. Дети очень легко запоминают все эти знаки.

Не делайте из подобных обозначений тайны, называйте их, как принято, поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете внимание и даете знания, усвоить которые позже будет неизмеримо труднее.

Комментарии


Спасибо большое за сайт и игры!!!

Скажите, пож-та, а какого размера должна быть карточка с изображением? Спасибо.

Лучше всего 10х10 см, но можно и 8х8.

Спасибо, за Ваш труд и ведение такого нужного сайта.

Вчера начала читать книгу Семьи Никитиных. Не могла оторваться от чтения, мы с мужем даже спать не могли лечь (я ему кое-что зачитала пока он пил чай), не удовлетворить свое любопытство и не посмотреть что-нибудь по ютубу об этой замечательной семье. Сегодня вышла на Ваш сайт. Благодарю Вас за этот труд и понимание важности продолжения дела воспитания наших деток. Мы с семьей (3-е детей) живем в деревне. Специально переехали из города. Чувствовала, что чего-то нам не хватает для наших детей. Да, чистый воздух, да, могут на улице гулять больше и безопаснее, но не было использовано всего потенциала. А теперь мне кажется что мы вообще толком ничего не делали для воспитания наших детей, особенно для их физического развития. И вот этот подарок для меня- опыт семьи, которые не смотря ни на что двигались дальше методом проб и ошибок. Низкий Вам поклон. Ника, 29 лет, Беларусь

Добрый день, подскажите пожалуйста, если ребенок еще не рисует, как можно использовать такие карточки. Заранее благодарю за ответ.

Добрый день! моему малышу 2. он не рисует. Но я планирую пока начать играть так: показать картинку и выложить на столе 2...или 3. .или даже больше карточек (как пойдет) с картинками и попросить выбрать ту, что я показала. Я пока не пробовала, только увидела эту замечателтную игру!

Добавить комментарий