Школа вчера и завтра Б.П. Никитин 1956-1991 гг.



Вступление А.Б. Никитиной (2013 г.)

Когда я стала перепечатывать эту работу Бориса Павловича, мне казалось, что она будет длинной-длинной, а она уместилась всего на двух страничках! Я даже проверяла несколько раз: не пропустила ли каких пунктов?! :) Просто не понимаю, как Борису Павловичу удавалось так концентрировать информацию!
Вполне вероятно, кто-нибудь скажет, что здесь совсем не сказано об эстетической стороне или еще о чём важном… Но, на мой взгляд, у БП не было задачи «сказать обо всём», а была задача сказать именно о самом главном. Об основах. О которых сейчас не задумываются или не знают.
Ведь о чём ведутся разговоры на обычных школьных собраниях? О внешнем виде школьников, о сменной обуви, об оплате за охрану, о том, где бы найти средства на новую сантехнику…, о посещаемости и успеваемости…, теперь еще много говорят о подготовке к ГИА, ЕГЭ и правилах их проведения... И все взрослые концентрируются именно на этих «проблемах» – ни родителям, ни педагогам просто некогда задумываться о чем-нибудь «лишнем»!
О том самом «лишнем», которое может снять практически все перечисленные выше проблемы школы и еще многие и многие проблемы современной молодёжи.
Именно для тех, кто всерьёз размышляет на тему школьного образования и воспитания, кто пытается «смотреть в корень» и предвидеть дальние результаты своих усилий, Борис Павлович и сопоставил основные принципы школьной жизни. «Вчерашние» - то есть устаревшие, отжившие, тянущие назад, - и «Завтрашние» - те, которые, по его мнению, должны быть. Результаты своих размышлений и анализа он свел в одну таблицу.
Прежде всего, это информация к размышлению. Есть в таблице и спорные моменты (п.2, например), однако финальные выводы вряд ли кто сможет оспорить. Немаловажно и то, что эти две странички – результат размышлений человека, который на протяжении 35 (!) лет изучал историю трудовой школы, вёл научную работу в этом направлении, несколько лет сам работал в школе далеко не шаблонно (его ученики, которым уже за 60, до сих пор помнят уроки физики, труда и физкультуры, которые проводил Борис Павлович!) и «болел» идеей создания Школы Труда и Творчества, насколько я помню, всю оставшуюся жизнь…
 
 
Б.П. Никитин
 
Ш к о л а
В Ч Е Р А                                                                                  З А В Т Р А
             
СЛОВЕСНО-КНИЖНАЯ                                               ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
 
Некоторые важные особенности:
1.
Позднее начало развития способностей:
Примитивная программа в детсадах ведет к огромным потерям от НУВЭРСа, и мозг включается в работу только на 3-5% его возможностей. В детсадах нет спорткомплексов, развивающих игр, вместо спортзалов бесполезные спальни.
Сдвиг сроков начала развития
(в семье, детсаду, школе) к БОЛЕЕ РАННЕМУ и разностороннему: спорткомплекс с 1 года, чтение и счет – с 2-3-х лет, и к 8-10-летнему возрасту – уровень СРЕДНЕГО ВЗРОСЛОГО (по тестам).
2.
Время поступления в школу определяется ВОЗРАСТОМ (6-7 лет), и все дети принимаются в 1-й класс. Нивелируются достижения дошкольного развития. Чем развитее ребенок, тем больше задержка.
Время поступления в школу будет определяться УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ. Приниматься будут в любой класс, соответствующий уровню развития ребенка. Развитие не останавливается
и не задерживается.
3.
Изоляция учеников в классе (видят только затылки товарищей) и классов друг от друга, особенно младших от старших.
Невозможность обмена знаниями и умениями тормозит развитие ВСЕХ.
Разрешаются все виды объединений для совместной деятельности как в классе, так и между классами. Как правило, младшие лучше учатся от старших, чем от учителя.
4.
Господствует КУЛЬТ ЗНАНИЙ.
Главное – овладение основами наук, выработанных человечеством.
Главный ваятель личности – ТРУД.
В школе царит культ ДЕЛА и поступков.
5.
Уроки сменяются с калейдоскопической быстротой в течение дня и недели. Никто не может ни сосредоточиться, ни углубиться в предмет, ни достичь в чём-либо серьезных успехов.
Праздное учение ничуть не лучше обучения праздности (Д.Беллерс) или:
учение без дела – ПУСТОЕ  ЗАНЯТИЕ.
Учение будет действительным только в ДЕЛЕ строительства новой жизни.
«То, что человек ДЕЛАЕТ, он запоминает на 90%.
То, что человек ВИДИТ, он запоминает на 50%.
То, что человек СЛЫШИТ, он запоминает на 10%» (ТРИЗ)
6.
Контролируются ЗНАНИЯ (отметки создают для многих постоянный стресс из-за боязни получить низкую оценку).
Учитываются полезные ДЕЛА, их результаты.
Измеряется продуктивность умственной и физической работы.
7.
Учёба отнимает 85% времени в школе, очень много времени дома. На труд, спорт времени почти нет.
Сначала на учёбу тратится 50% школьного времени, а затем сокращается до 20% (до 1-3 ч.), высвобождается время для ТРУДА, ТВОРЧЕСТВА, СПОРТА – для дела по душе.
8.
Формируется потребительская, иждивенческая психология, отвращение к физическому труду. Учёба – ПОТРЕБЛЕНИЕ знаний (на 70-80% не нужных в жизни).
 
Формируется психология созидателя, деятеля. В труде происходит СОЗИДАНИЕ материальных и духовных ценностей.
А учёба – вспомогательная деятельность.
9.
Дисциплина послушания и исполнительности, не требующая собственных мыслей, желаний и РЕШЕНИЙ.
Авторитарная педагогика, лишающая ученика прав и человеческого достоинства.
Активная дисциплина движения вперёд и преодоления препятствий (А.С. Макаренко).
Педагогика СОТРУДНИЧЕСТВА и сознательная дисциплина, устанавливаемая и самими учениками - в интересах школьного производства, учёбы и дружеского общения
10.
Дидактика усвоения ГОТОВЫХ знаний, умений, навыков (зунов), и потому дети что-то узнают, а потом это же и выдают.
Преобладает «метод ПОИСКА знаний», «метод ОТКРЫТИЙ» и самостоятельного усвоения нового материала. Учебный материал и методы, Ю.А. Макарова (ТИО), К.С. Скорохода.
11.
Развитие только ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей, умение решать «старые задачи» - те, которым обучали в школе.
Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей – умение решать  И «новые задачи» - проблемные (исполнительские становятся вспомогательными).
12.
Усвоение знаний для БУДУЩЕЙ жизни и деятельности.
Учить тому, ЧТО необходимо – для жизни сейчас.
Учить тогда, КОГДА необходимо, т.е. в оптимальные сроки.
Учить настолько, НАСКОЛЬКО необходимо, т.е. до практической применимости.
13.
Всем задаётся ОДИНАКОВЫЙ ТЕМП усвоения и ОБЪЁМ знаний – ориентация на самых слабых, большинство работает ниже своих возможностей, способные дети останавливаются в развитии с 12-13 лет. Губим лучшие умы в школе, подрываем интеллектуальный потенциал нации.
Учатся РАЗНЫМ темпомпо способностям,
т.к. возможности детей могут отличаться и в 2, и в 5, и в 10 раз.
Таланты могут расцвести.
14.
Учитель должен уметь объяснять, рассказывать, говорить – т.е. быть МАСТЕРОМ СЛОВА.
Учитель – МАСТЕР и ОРГАНИЗАТОР ДЕЛА – труда – школьного производства.
15.
Не установлены конкретные ЦЕЛИ обучения   (кроме скорости чтения, счёта, грамотности)
Есть точное знание КОНЕЧНОГО результата обучения, т.е. есть перечень знаний, умений, навыков и показатели, позволяющие установить меру достижения целей в конце года.
16.
Экзамены на аттестат – ПИСЬМЕННАЯ и УСТНАЯ проверка  знаний  канцеляриста – ЧИНОВНИКА, послушного начальству.
«Только книжная учёба делает человека совершенно негодным ни к какому участию в материальном производстве и ведет к подрыву самой основы общественной жизни» (К. Каутский)
В аттестате отмечаются:
ТРУДОВАЯ  подготовка (ПРОФЕССИЯ  и разряды);
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ  и дарования;
ФИЗИЧЕСКАЯ подготовка – спортивные достижения, разряды  по видам спорта и КРЕПОСТЬ ЗДОРОВЬЯ;
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ подготовка – по предметам учебного плана.
17.
Дети лишены ПРАВА на ТРУД, на самостоятельность, на улучшение своей жизни (закон запрещает детский труд до 14-18 лет)
Дети имеют право НА ТРУД и заработок, и их трудовое участие в меру роста сил и способностей к труду.
18.
Дети «ГОТОВЯТСЯ» к жизни и БУДУЩЕМУ труду.
Дети ЖИВУТ полнокровной жизнью, и трудятся в меру своих сил уже в школе.
19.
Школа – ИЖДИВЕНКА (нагосбюджете, городском, спонсорском, родительском содержании) находится в постоянной зависимости от благодетелей.
Школа – ХОЗЯЙСТВО с промышленным, сельскохозяйственным и научным производством.
Развивается и богатеет своим ТРУДОМ, поэтому независима и свободна.
20.
Жизнь на всём ГОТОВОМ объективно формирует мораль ИЖДИВЕНЦА-ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Нежелание трудиться;
Страсть к лёгкой жизни;
Презрение к людям труда и общественной собственности;
потребительское, варварское отношение к  ПРИРОДЕ.
Конечный результат – ПАРАЗИТИЗМ.
 
Формируется мораль ТРУДЯЩЕГОСЯ, ТВОРЦА, знающего, что все блага жизни создаются ТРУДОМ:
Бережное отношение к ПРИРОДЕ;
Желание и умение ХОРОШО работать и возможность честно ЗАРАБОТАТЬ – основа ДОСТОИНСТВА и СВОБОДЫ и учителя, и ученика, и школы.

 

 ВЫВОДЫ: Существует объективный фундаментальный закон педагогики, открытый А.С. Макаренко:

«Педагогический эффект труда пропорционален его ЭКОНОМИЧЕСКОМУ эффекту и МЕРЕ участия детей в УПРАВЛЕНИИ производством и РАСПРЕДЕЛНИЕМ»
 
НАРУШЕНИЕ этого закона в словесно-книжной школе ведет к росту НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ, к росту ПРЕСТУПНОСТИ (молодёжная преступность растёт вдвое быстрее, чем среди взрослых; появилась и распространяется детская преступность).
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого закона в народной педагогике и в трудовых школах прошлого и настоящего  (Шацкий, Ионин, Макаренко, Кубраков, Карманов, Шоюбов, Сологуб, Католиков и др.) позволяет РЕШАТЬ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ воспитания, и даже преступников возвращать к нормальной человеческой жизни.
   Сторонники этой школы (к сожалению, в их руках управление ВСЕМ ОБРАЗОВАНИЕМ) не понимают, что:
НИ увеличение ассигнований на школу,
НИ изменение учебного плана и программ,
НИ новые названия (гимназия, лицей, колледж)
НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ современного презрительного отношения учеников и учителей к производительному труду, т.е. не меняют сущности школы и результатов её деятельности, лишь усиливая её страшные тенденции:
РОСТ нежелания учиться,
РОСТ нежелания трудиться,
РОСТ преступности.
Необходимо возродить эту спасительную практику с расчетом на государственную поддержку и защиту.
 
Нужна ОРГАНИЗАЦИЯ хотя бы нескольких независимых ОПЫТНЫХ ТРУДОВЫХ школ
   со своим ЗАВОДОМ,
   со своей сельскохозяйственной ФЕРМОЙ,
   со своей научной ЛАБОРАТОРИЕЙ,
имеющих средства, чтобы привлечь ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов и успешно решать как тактические, так и стратегические проблемы образования.
 
1956 – 1991 гг.  Собрал и сопоставил Б.П. Никитин 

Комментарии


Я преклоняю голову перед Борис Павловичем! Какой он молодец! Все ведь очень четко и это действительно наша горькая правда, то что мы имеем сейчас! Дочке моей почти год! то что он видит как "завтра" скорее всего не будет еще в нашем поколении и в ее, а от этого приходит осознание "куда же мы катимся" и что же нас ждет дальше. сломать систему сложно. Но я верю и хочу надеяться что возможно. Буду строить спорткомплекс и развивать дальше свою крошку. Спасибо Вам огромное!

Мне бы очень хотелось на нашем сайте рассказывать о том ОПЫТЕ школ-хозяйств, который уже был, а может быть и до сих пор есть... Знаю замечательные книги Георгия Павловича Сологуба "Каждая минута жизни" (про Очёрскую спецшколу) , Александра Александровича Католикова "Дом моих детей" (об опыте сыктывкарской школы-интерната), Светланы Гладыш "Дети большой беды" (о Болшевской трудовой коммуне)... Я уж не говорю о "Педагогической поэме" Антона Семёновича Макаренко (кстати, мама нам эту книгу вслух в детстве читала - отличная книга!))). Кто еще знает опыт каких-либо школ-хозяйств?..

Анна,школа академика Щетинина в Текосе ( под Геленжиком). Школа "завтра", школа "труда и творчества" существут!!!

Борис Павлович! Спасибо вам за светлые мысли! Когда я думаю о школе, и о современной системе образования, то понимаю что произошел перевертыш и подменна ценностей. Раньше все обучение и развитие ребенка началось в семье - папа учил сына своему ремеслу и передавал ему свои знания-возникали династии и тд. И сейчас тоже дети постигают мир в семье -но есть большое НО мы взрослые разучились учить детей, и наверно не только учить -я сейчас говорю о любви, сострадании, доверии, общению, труд и четких ролевых позициях, о заботе о ближнем..тут можно долго перечислять, что произошло с человечеством за последние 300 лет. О системе образования -это система и слова говорят за себя- индивидуальность, личность, человек ей не интересен. Поэтому отдавать своего ребенка в систему или нет, решает каждый родитель..кто то ищет лучшую школу, кто то вообще не задумывается над этим вопросом, кто то "идет" на учителя и тд. Нужны ли государству изменения в образовании и развитии детей? Думаю, что нет! А вот для думающих Родителей будет полезна такая информация -так как Школа начинается с нас. Я не сторонница открытия больших школ, или что то типа интернатов - хотя для деток из неблагополучных семей или оставшихся без родителей- это шанс стать Человеком. Начинать надо с семьи, ее ценностей и роли и осмысления родителями всей ответственности за то что они оставят после себя- это то что чем они одарят своих детей. А значит нам пора начать с себя. И задать себе важный вопрос -а стал ли я человеком? Спасибо вам:)

Да, Светлана: обучение и развитие НАЧИНАЕТСЯ в семье, даже сейчас, когда почти не осталось трудовых династий... То, что мы, взрослые, мало чему можем научить детей сегодня - увы, так и есть... Но даже в дружной многодетной семье, обучая только внутри семьи, где отец или мать - Мастера какого-либо ремесла..., думаю, ОЧЕНЬ трудно не столько дать образование (это-то в семье возможно) и обучить хорошему Делу, а именно "самовоспитаться", что возможно, считаю, лишь "пообтиравшись" в обществе, а школа - это во многом копия нашего общества... Так что без школы, всё-таки, не обойтись... Коллектив или Община - это ж ух какая сила! И проверка на прочность, и первая дружба, и первая любовь... Спасибо за Ваши рассуждения вслух, которые разбередили, думаю, не только мои мысли относительно современной школы !

Анна Борисовна, благодарю вас, что опубликовали эту работу Бориса Павловича. Очень отзывается! Ломаю голову над проблемой: как приучить к труду ребёнка в условиях городской квартиры... У ребёнка нет никакой необходимости что-то делать своими руками.

Ирина! Я даже в условиях Дома (на своём участке земли!) ломаю голову над той же проблемой... Маленьким детям работа ещё находится, а вот 16-летнему сыну, который, конечно, мог бы уже по-настоящему зарабатывать, чем заняться сегодня?.. Продажей-перепродажей? Расклеиванием рекламы?... Самое приемлемое - это курьерская работа, где можно хотя бы "побегать" (ведь подростков надо хорошенько нагружать и физически!). Но как же такие ребята жаждут куда более серьёзной работы..! И - НЕОБХОДИМОЙ ! Когда "нет никакой необходимости что-то делать своими руками" (как Вы написали!) - это, действительно, страшно... Поэтому та же готовка еды для всех, приготовление тортов, пирогов, печений своими руками - это уже какой-то выход ! ))) Конечно, рукоделье - шитьё, вязание, зашивание дыр и пришивание пуговиц - реальных: на свои вещи или кукольные - это тоже часть Решения этой глобальной Задачи - "приучения к труду" ))). А еще можно брать мешки для мусора - и идти убирать ближайшую территорию парка, например... Короче, это Большая Творческая задача для взрослых )))

Много лет назад передо мной стала такая же проблема. Теперь я живу в своем доме и каждому из членов семьи есть чем заняться

Здравствуйте Анна Борисовна, подскажите пожалуйста эта идея Бориса Павловича - школы завтрашнего дня, она существует в виде тезисов, или существует методология ? Есть ли конкретная схема изменений для школы ? Какие здания должны быть, сколько часов в день и чем заниматься, кто должен преподовать и т.д. Занимается ли этим направлением кто-нибудь ? Спасибо !

Александр Яковлевич! У Бориса Павловича очень много написано о такой школе - рукописей и переписки с другими людьми, изучающими задачи трудовой школы, буквально уйма. Одна переписка с Александром Ивановичем Новиковым (теоретик трудовой школы) - это несколько папок!.. Но определённой методологии... и конкретной схемы изменений школы... О-о! Это надо копать и копать... Никто этим направлением из нас не занимается, увы...

Анна Борисовна, большое спасибо за ответ ! Я вам отправил отдельное письмо на эту тему(на ящик info@nikitiny.ru).

Я стоя рукоплещу каждому пункту в статье!!! Спасибо огромное, Анна Борисовна, что публикуете такие важные материалы. Конечно, очень хочется познакомиться с настоящим практическим опытом в России, чтобы уже сейчас знать, куда пристроить своего ребенка. Кстати, общественное мнение и гос.органы против подобных подходов и попытка своего ребенка переориентировать на Школу Труда и Творчества - это идти против системы, и преодолевать сопротивление. Но нас таких становится больше и надо объединяться. P.S. Кстати, хороший пример подает Герман Стерлигов - я был у него в гостях, общался с его детьми - и детки в свои 12-16 лет уже зрелые личности, приученные к труду, отлично общаются и уверенно себя чувствуют в жизни. И они не готовятся к будущей жизни, они уже живут - здесь и сейчас.

А мое мнение, что ошибка Бориса Павловича в том, что он не смог выйти из системы. Поэтому правильные зерна прогрессивной педагогики не дали должных всходов. Но нельзя его винить - он жил в особое время, когда общественное подавляло личное. И если бы тогда было можно исключить школу, как институт, судьба его детей сложилась бы иначе. Прогрессивное естественное родительство выступает за домашнее обучение. Не даст школа того, что должен давать детям отец. Хороших учителей единицы, поэтому не надо ориентироваться, что кто-то добрый вырастит из наших детей ЛИЧНОСТЬ.

Ольга, конечно "не даст школа того, что должен давать детям отец" ! Соглашусь с Вами и в том, что родители несут ответственность за своих детей, за развитие их ЛИЧНОСТИ ! Однако опыт хороших КОЛЛЕКТИВНЫХ школ - имею ввиду опыт А.С. Макаренко, Семёна Калабалина (есть фильм о нём "Учитель с железным крестом"), А.А. Католикова (школа-интернат в Сыктывкаре), М. Погребинского (школа-коммунна в Болшево), Г.П. Сологуба (Очёрская спецшкола) и другие - говорят нам о том, КАК ВАЖНО делать ОБЩЕЕ дело и учиться ВМЕСТЕ с совсем другими людьми (с немалым количеством людей!), а не только с очень близкими родственниками )))... Только в большом важном деле проверяются и закаляются наши качества - чем раньше по возрасту ты начинаешь участвовать в этом, тем устойчивее стоит наша Личность ))) ... Тогда для тебя становятся более близкими и понятными многие другие люди... ))) . Это моё мнение... Считаю, что очень надо изучать ОПЫТ этих школ!!!

Спасибо за статью. Во многих странах стоит вопрос наиболее полного развития человека в школе. И в Штатах проблема найти школу с такими принципами в основе. Есть похожие направления. "Прогрессивные" школы на основе неогуманизма имеют много общего, хотя трудовые проекты у них - это благотворительные акции. Видим как замечательно это работает у наших детей. Еще есть демократические или "free" школы, в которых позволено делать, что угодно. Взрослые только помогают детям. Общий результат поразителен - ведь нет никаких уроков, а дети достигают многого в жизни. Чего тогда стоят наши серьезные програмы, когда к классике отвращение и большая часть информации забыта. А нужны навыки и жажда учебы, да вера в свои силы. Еще раз спасибо. Большое дело, нужное.

М.П. Щетинин (с.Текос, Краснодарский край) - руководитель школы 3 го тысячелетия. Хороший человек и настоящий педагог!!!)))

Спасибо за ваш сайт, за то, что делитесь опытом, знаниями вашей семьи. Мы живем в Японии. И здесь известны игры Никитиных. Мама моих учеников по скрипке делала старшим детям кубики для всех (описание изготовления было взято из какого-то японского журнала). Думаю, что и в Японии задумывались о воспитании трудом. Во всяком случае слышала об общеобразовательных школах с фермерским хозяйством. В детском саду, куда ходили наши дети, хозяин земли, на которой стоит садик, предоставил часть своего поля под посадку детьми картошки, бататов, кукурузы и клубники. Клочек земли не большой, обеспечить питание не может, но во всяком случае дети знают, что это все не в супермаркете выросло. Дети участвуют в посадке, уходе и сборке урожая. Еще тюльпаны сажают, около каждого имя ребенка. Если что с тюльпаном не так-ответственность ребенка. По утрам детям в группу из пищевого блока приносят почистить овощи для приготовления обеда. До 8:30 и после 16:30, когда детей мало, их объединяют в одну группу. У дочки в садике объединили 4 и 5 леток в одну группу. В школе весь класс участвует в уборке класса и прилегающей к классу территории. По очереди прибирают около входа в школу, где все переобуваются-выметают песок со всех полочек с обувью. Туалеты тоже моют дети. Уборщиков нет. Сажают дети в горшки баклажаны, морковь, картошку, горох-кому что нравится. У каждого горшок подписан. На каникулы забирают домой. Дети сами моют бассейн. Но обеспечить нужды школы, конечно, не могут. Все равно много времени отнимают общеобразовательные предметы. Физкультура два раза в неделю, но на всех переменах можно взять мячи, прыгалки и побегать, попрыгать на школьном дворе, покувыркаться на турнике. Каждый год проводятся общешкольные спортивные соревнования, куда приходят родители, бабушки, дедушки и даже воспитатели из детских садов. В детских садах тоже проводятся спортивные соревнования, участие родителей, старших братьев и сестер так же запланировано.

Елена! Огромное спасибо за рассказ о жизни в японском детском саду и школе - пусть кратко, но даже это очень интересно. Теперь в разговорах с родителями и учителями можно будет сказать: "А вот в Японских детсадах дети САМИ чистят овощи, а в Японских школах дети САМИ убирают школу и моют туалеты..." - это для многих будет серьёзным аргументом в пользу ТРУДОВОЙ школы )))

Борис Павлович - это такой Гений к которому надо давно прислушаться министерству образования и начать уже предлагаемые преобразования в школах ведь с удовольствием в школу ни одного ребёнка не заставишь идти. Родители только и думают даже соревнуются какой класс начальной школы дороже подарок учительнице подарит и это на глазах у детей происходит. Надо срочно ситуацию менять. Придумали эту позорную мзду зато знаний 0 у детей

Здравия, Анна и всё ваше семейство! Благодарим за сайт, статьи, книги, опыт и новаторство в системе образования ваших родителей! Многое пришлось по душе и, действительно, как кто-то тут выразился: "Как жаль, что поздно обо всём этом узнали"... Хочется задать Вам вопрос: знакомы ли Вы с информацией из книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России»? Мне кажется, соединив опыт вашей семьи и информацию из этих книг – можно ещё быстрее приблизиться к зачатию, рождению и воспитанию детей-гениев. Ваши родители интуитивно шли одним из верных путей в системе здорового образования (на тот момент времени), но, если бы они знали о том, что в единении с природой возможно абсолютное здоровье и раскрытие многих истинных человеческих качеств-способностей – уже в наше время у вас рождались детки/внуки со способностями Человека-Творца, подобными Богу.. Нет ли у кого-то из членов вашей семьи желания открыть подобие школ-филиалов по нашей стране на основе полученного семейного опыта, реализации работы «Завтрашняя школа» Вашего отца в сочетании с беЗценной информацией из книг Владимира Мегре? О школе М. П. Щетинина многие узнали именно из них… И, если Вам знаком этот педагог-новатор, то его замысел достоин не меньшего уважения… только, на мой взгляд, в текосской школе есть большой и сильный минус: детки учатся, находясь в дали от родителей…. Вот если бы открывать подобие школ (на базе ЛУЧШЕГО из совместного коллективного опыта педагогов-новаторов и информации от Анастасии), начиная, с каждого региона нашей страны… счастья и здоровья в семьях (как и самих семей) было бы много больше…

Ольга, как-то не сразу увидела Ваш комментарий! Извините! Да, книги Мегре я читала, мне многое в них близко, но... Есть такая хорошая поговорка: "Насильно мил не будешь"... Чтобы создавались такие школы, БОЛЬШИНСТВО людей должны быть готовы к тому, чтобы их дети рано ТРУДИЛИСЬ, а сейчас очень ОГРАЖДАЮТ детей от всякого труда... Это большая беда современных родителей, на мой взгляд...

Спасибо Борису Павловичу за бесценный опыт и труд. Спасибо Анна Борисовна за ваш труд в создании и поддержании сайта. Спасибо за то что искренне и открыто делитесь наработками отца. Сейчас сложное время. Сознание просыпается. Осознающих ставится все больше и бесспорно труды ваших родителей и ваши будут снова востребованы в сваое время и замыслы отца вашего непременно осуществляется будут повсеместно. Хотелось бы конечно подробнее об учебном процессе материал найти, может вы опубликует, или ссылки на источники ккме есть у вас? Вопрос об образовании встаёт у всех и весьма остро на базе эко- поселений где дети разновозрастных и родители зачастую совсем не педагоги.

Да, Жанна, сознание просыпается и у нас тоже ))) Видите, даже фестиваль собираемся проводить - и о школе там тоже будем разговаривать...

Анна Борисовна , напишите , пожалуйста, ваше отношение к домашнему обучению . Благодарю

Выводы БП очень созвучны с идеями госпожи М. Монтессори. Очень здорово, что разные исследователи-практики приходили к одному и тому же. Надо обязательно создавать такие школы. Объединить опыты Монтессори, Никитиных, Макаренко и других. Очень это нужно!!!

Доброго дня, всем! Если данный сайт затронул душевные ноты каждого читателя, и настроил клавиши для создания "нового" (а может быть и наоборот, давно забытого старого, так как не нашло применения после... В н. вр. еще хуже все обстоит: "все готовое из Китая везут" и ПРИВНОСИТСЯ в дом) педагогического направления. Предлагаю всем комментаторам вносить свои предложения для расширения творческих возможностей детей и их родителей. Например: 1) один раз в неделю, либо каждый день предоставляем возможность ребенку приготовить еду на ужин для всей семьи и накрыть на стол (в первое время "под присмотром" родителей для самоуспокоения). 2) "вооружившись" лопатами зимой, возле своего дома для начала, вместе с детьми прочистить снег, слабо? Анна Борисовна, как Вы смотрите на то, если занести в ведерке снег домой и обтереться им всей семьей после уборки снега?

Добавить комментарий