Большая семья Здоровье Ожидание малыша
Интеллектуальное развитие Труд и игра Школа-мечта Люди-путеводители
Школа вчера и завтра Б.П. Никитин 1956-1991 гг.
Вступление А.Б. Никитиной (2013 г.)
Когда я стала перепечатывать эту работу Бориса Павловича, мне казалось, что она будет длинной-длинной, а она уместилась всего на двух страничках! Я даже проверяла несколько раз: не пропустила ли каких пунктов?! :) Просто не понимаю, как Борису Павловичу удавалось так концентрировать информацию!
Вполне вероятно, кто-нибудь скажет, что здесь совсем не сказано об эстетической стороне или еще о чём важном… Но, на мой взгляд, у БП не было задачи «сказать обо всём», а была задача сказать именно о самом главном. Об основах. О которых сейчас не задумываются или не знают.
Ведь о чём ведутся разговоры на обычных школьных собраниях? О внешнем виде школьников, о сменной обуви, об оплате за охрану, о том, где бы найти средства на новую сантехнику…, о посещаемости и успеваемости…, теперь еще много говорят о подготовке к ГИА, ЕГЭ и правилах их проведения... И все взрослые концентрируются именно на этих «проблемах» – ни родителям, ни педагогам просто некогда задумываться о чем-нибудь «лишнем»!
О том самом «лишнем», которое может снять практически все перечисленные выше проблемы школы и еще многие и многие проблемы современной молодёжи.
Именно для тех, кто всерьёз размышляет на тему школьного образования и воспитания, кто пытается «смотреть в корень» и предвидеть дальние результаты своих усилий, Борис Павлович и сопоставил основные принципы школьной жизни. «Вчерашние» - то есть устаревшие, отжившие, тянущие назад, - и «Завтрашние» - те, которые, по его мнению, должны быть. Результаты своих размышлений и анализа он свел в одну таблицу.
Прежде всего, это информация к размышлению. Есть в таблице и спорные моменты (п.2, например), однако финальные выводы вряд ли кто сможет оспорить. Немаловажно и то, что эти две странички – результат размышлений человека, который на протяжении 35 (!) лет изучал историю трудовой школы, вёл научную работу в этом направлении, несколько лет сам работал в школе далеко не шаблонно (его ученики, которым уже за 60, до сих пор помнят уроки физики, труда и физкультуры, которые проводил Борис Павлович!) и «болел» идеей создания Школы Труда и Творчества, насколько я помню, всю оставшуюся жизнь…
Прежде всего, это информация к размышлению. Есть в таблице и спорные моменты (п.2, например), однако финальные выводы вряд ли кто сможет оспорить. Немаловажно и то, что эти две странички – результат размышлений человека, который на протяжении 35 (!) лет изучал историю трудовой школы, вёл научную работу в этом направлении, несколько лет сам работал в школе далеко не шаблонно (его ученики, которым уже за 60, до сих пор помнят уроки физики, труда и физкультуры, которые проводил Борис Павлович!) и «болел» идеей создания Школы Труда и Творчества, насколько я помню, всю оставшуюся жизнь…
Б.П. Никитин
Ш к о л а
В Ч Е Р А З А В Т Р А
СЛОВЕСНО-КНИЖНАЯ ТРУДА И ТВОРЧЕСТВА
Некоторые важные особенности:
1.
|
Позднее начало развития способностей:
Примитивная программа в детсадах ведет к огромным потерям от НУВЭРСа, и мозг включается в работу только на 3-5% его возможностей. В детсадах нет спорткомплексов, развивающих игр, вместо спортзалов бесполезные спальни.
|
Сдвиг сроков начала развития
(в семье, детсаду, школе) к БОЛЕЕ РАННЕМУ и разностороннему: спорткомплекс с 1 года, чтение и счет – с 2-3-х лет, и к 8-10-летнему возрасту – уровень СРЕДНЕГО ВЗРОСЛОГО (по тестам).
|
2.
|
Время поступления в школу определяется ВОЗРАСТОМ (6-7 лет), и все дети принимаются в 1-й класс. Нивелируются достижения дошкольного развития. Чем развитее ребенок, тем больше задержка.
|
Время поступления в школу будет определяться УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ. Приниматься будут в любой класс, соответствующий уровню развития ребенка. Развитие не останавливается
и не задерживается.
|
3.
|
Изоляция учеников в классе (видят только затылки товарищей) и классов друг от друга, особенно младших от старших.
Невозможность обмена знаниями и умениями тормозит развитие ВСЕХ.
|
Разрешаются все виды объединений для совместной деятельности как в классе, так и между классами. Как правило, младшие лучше учатся от старших, чем от учителя.
|
4.
|
Господствует КУЛЬТ ЗНАНИЙ.
Главное – овладение основами наук, выработанных человечеством.
|
Главный ваятель личности – ТРУД.
В школе царит культ ДЕЛА и поступков.
|
5.
|
Уроки сменяются с калейдоскопической быстротой в течение дня и недели. Никто не может ни сосредоточиться, ни углубиться в предмет, ни достичь в чём-либо серьезных успехов.
Праздное учение ничуть не лучше обучения праздности (Д.Беллерс) или:
учение без дела – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.
|
Учение будет действительным только в ДЕЛЕ строительства новой жизни.
«То, что человек ДЕЛАЕТ, он запоминает на 90%.
То, что человек ВИДИТ, он запоминает на 50%.
То, что человек СЛЫШИТ, он запоминает на 10%» (ТРИЗ)
|
6.
|
Контролируются ЗНАНИЯ (отметки создают для многих постоянный стресс из-за боязни получить низкую оценку).
|
Учитываются полезные ДЕЛА, их результаты.
Измеряется продуктивность умственной и физической работы.
|
7.
|
Учёба отнимает 85% времени в школе, очень много времени дома. На труд, спорт времени почти нет.
|
Сначала на учёбу тратится 50% школьного времени, а затем сокращается до 20% (до 1-3 ч.), высвобождается время для ТРУДА, ТВОРЧЕСТВА, СПОРТА – для дела по душе.
|
8.
|
Формируется потребительская, иждивенческая психология, отвращение к физическому труду. Учёба – ПОТРЕБЛЕНИЕ знаний (на 70-80% не нужных в жизни).
|
Формируется психология созидателя, деятеля. В труде происходит СОЗИДАНИЕ материальных и духовных ценностей.
А учёба – вспомогательная деятельность.
|
9.
|
Дисциплина послушания и исполнительности, не требующая собственных мыслей, желаний и РЕШЕНИЙ.
Авторитарная педагогика, лишающая ученика прав и человеческого достоинства.
|
Активная дисциплина движения вперёд и преодоления препятствий (А.С. Макаренко).
Педагогика СОТРУДНИЧЕСТВА и сознательная дисциплина, устанавливаемая и самими учениками - в интересах школьного производства, учёбы и дружеского общения
|
10.
|
Дидактика усвоения ГОТОВЫХ знаний, умений, навыков (зунов), и потому дети что-то узнают, а потом это же и выдают.
|
Преобладает «метод ПОИСКА знаний», «метод ОТКРЫТИЙ» и самостоятельного усвоения нового материала. Учебный материал и методы, Ю.А. Макарова (ТИО), К.С. Скорохода.
|
11.
|
Развитие только ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей, умение решать «старые задачи» - те, которым обучали в школе.
|
Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей – умение решать И «новые задачи» - проблемные (исполнительские становятся вспомогательными).
|
12.
|
Усвоение знаний для БУДУЩЕЙ жизни и деятельности.
|
Учить тому, ЧТО необходимо – для жизни сейчас.
Учить тогда, КОГДА необходимо, т.е. в оптимальные сроки.
Учить настолько, НАСКОЛЬКО необходимо, т.е. до практической применимости.
|
13.
|
Всем задаётся ОДИНАКОВЫЙ ТЕМП усвоения и ОБЪЁМ знаний – ориентация на самых слабых, большинство работает ниже своих возможностей, способные дети останавливаются в развитии с 12-13 лет. Губим лучшие умы в школе, подрываем интеллектуальный потенциал нации.
|
Учатся РАЗНЫМ темпом – по способностям,
т.к. возможности детей могут отличаться и в 2, и в 5, и в 10 раз.
Таланты могут расцвести.
|
14.
|
Учитель должен уметь объяснять, рассказывать, говорить – т.е. быть МАСТЕРОМ СЛОВА.
|
Учитель – МАСТЕР и ОРГАНИЗАТОР ДЕЛА – труда – школьного производства.
|
15.
|
Не установлены конкретные ЦЕЛИ обучения (кроме скорости чтения, счёта, грамотности)
|
Есть точное знание КОНЕЧНОГО результата обучения, т.е. есть перечень знаний, умений, навыков и показатели, позволяющие установить меру достижения целей в конце года.
|
16.
|
Экзамены на аттестат – ПИСЬМЕННАЯ и УСТНАЯ проверка знаний канцеляриста – ЧИНОВНИКА, послушного начальству.
«Только книжная учёба делает человека совершенно негодным ни к какому участию в материальном производстве и ведет к подрыву самой основы общественной жизни» (К. Каутский)
|
В аттестате отмечаются:
ТРУДОВАЯ подготовка (ПРОФЕССИЯ и разряды);
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ и дарования;
ФИЗИЧЕСКАЯ подготовка – спортивные достижения, разряды по видам спорта и КРЕПОСТЬ ЗДОРОВЬЯ;
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ подготовка – по предметам учебного плана.
|
17.
|
Дети лишены ПРАВА на ТРУД, на самостоятельность, на улучшение своей жизни (закон запрещает детский труд до 14-18 лет)
|
Дети имеют право НА ТРУД и заработок, и их трудовое участие в меру роста сил и способностей к труду.
|
18.
|
Дети «ГОТОВЯТСЯ» к жизни и БУДУЩЕМУ труду.
|
Дети ЖИВУТ полнокровной жизнью, и трудятся в меру своих сил уже в школе.
|
19.
|
Школа – ИЖДИВЕНКА (нагосбюджете, городском, спонсорском, родительском содержании) находится в постоянной зависимости от благодетелей.
|
Школа – ХОЗЯЙСТВО с промышленным, сельскохозяйственным и научным производством.
Развивается и богатеет своим ТРУДОМ, поэтому независима и свободна.
|
20.
|
Жизнь на всём ГОТОВОМ объективно формирует мораль ИЖДИВЕНЦА-ПОТРЕБИТЕЛЯ:
Нежелание трудиться;
Страсть к лёгкой жизни;
Презрение к людям труда и общественной собственности;
потребительское, варварское отношение к ПРИРОДЕ.
Конечный результат – ПАРАЗИТИЗМ.
|
Формируется мораль ТРУДЯЩЕГОСЯ, ТВОРЦА, знающего, что все блага жизни создаются ТРУДОМ:
Бережное отношение к ПРИРОДЕ;
Желание и умение ХОРОШО работать и возможность честно ЗАРАБОТАТЬ – основа ДОСТОИНСТВА и СВОБОДЫ и учителя, и ученика, и школы.
|
ВЫВОДЫ: Существует объективный фундаментальный закон педагогики, открытый А.С. Макаренко:
«Педагогический эффект труда пропорционален его ЭКОНОМИЧЕСКОМУ эффекту и МЕРЕ участия детей в УПРАВЛЕНИИ производством и РАСПРЕДЕЛНИЕМ»
НАРУШЕНИЕ этого закона в словесно-книжной школе ведет к росту НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ, к росту ПРЕСТУПНОСТИ (молодёжная преступность растёт вдвое быстрее, чем среди взрослых; появилась и распространяется детская преступность).
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ этого закона в народной педагогике и в трудовых школах прошлого и настоящего (Шацкий, Ионин, Макаренко, Кубраков, Карманов, Шоюбов, Сологуб, Католиков и др.) позволяет РЕШАТЬ САМЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ воспитания, и даже преступников возвращать к нормальной человеческой жизни.
|
Сторонники этой школы (к сожалению, в их руках управление ВСЕМ ОБРАЗОВАНИЕМ) не понимают, что:
НИ увеличение ассигнований на школу,
НИ изменение учебного плана и программ,
НИ новые названия (гимназия, лицей, колледж)
НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ современного презрительного отношения учеников и учителей к производительному труду, т.е. не меняют сущности школы и результатов её деятельности, лишь усиливая её страшные тенденции:
РОСТ нежелания учиться,
РОСТ нежелания трудиться,
РОСТ преступности.
|
Необходимо возродить эту спасительную практику с расчетом на государственную поддержку и защиту.
Нужна ОРГАНИЗАЦИЯ хотя бы нескольких независимых ОПЫТНЫХ ТРУДОВЫХ школ
со своим ЗАВОДОМ,
со своей сельскохозяйственной ФЕРМОЙ,
со своей научной ЛАБОРАТОРИЕЙ,
имеющих средства, чтобы привлечь ТАЛАНТЛИВЫХ специалистов и успешно решать как тактические, так и стратегические проблемы образования.
|
1956 – 1991 гг. Собрал и сопоставил Б.П. Никитин
Комментарии
Анна Ощенко
9 Июнь, 2013 - 21:35
Анна Борисовна
17 Июнь, 2013 - 00:30
Марина
19 Март, 2014 - 14:49
Светлана
4 Август, 2013 - 13:11
Анна Борисовна
9 Август, 2013 - 18:31
Ирина
5 Август, 2013 - 23:58
Анна Борисовна
9 Август, 2013 - 18:53
Марина
1 Сентябрь, 2013 - 18:41
Александр Яковлевич
27 Август, 2013 - 13:23
Анна Борисовна
2 Сентябрь, 2013 - 21:20
Александр Яковлевич
3 Сентябрь, 2013 - 16:31
Святослав Багрий
17 Сентябрь, 2013 - 11:05
Ольга Еременко
1 Октябрь, 2013 - 10:30
Анна Борисовна
12 Октябрь, 2013 - 17:31
А. Г.
4 Ноябрь, 2013 - 22:38
Альбина
12 Январь, 2014 - 01:06
Елена
6 Октябрь, 2014 - 01:31
Анна Борисовна
21 Октябрь, 2014 - 20:38
вера
2 Февраль, 2015 - 14:25
Ольга Гринчак
25 Май, 2015 - 16:03
Анна Борисовна
17 Сентябрь, 2015 - 16:46
Жанна Хлебникова
25 Январь, 2016 - 00:59
Анна Борисовна
3 Март, 2016 - 00:37
Анна МакЛарен
12 Июнь, 2017 - 15:51
Александра Калечиц
2 Ноябрь, 2017 - 17:16
Людмила Дмитриевна
17 Январь, 2018 - 11:45
Добавить комментарий