Факторы формирования и развития ТВОРЧЕСКИХ способностей детей



А.Б. Никитина 

март-ноябрь 2013

 

    Факторы формирования и развития ТВОРЧЕСКИХ способностей детей – 26 и больше!
В последних изданиях книги Б.П. Никитина «Интеллектуальные игры» приводится 26 таких факторов, которые были сформулированы и записаны автором в течение нескольких лет (1990 – 1997 гг).
Мне хотелось бы представить на нашем сайте эти «Факторы…» не только тем же самым списком, который можно найти в книге «Интеллектуальные игры» (2009 г., Световид).
Перечисляя названия и коротко «расшифровывая» факторы, я постаралась начать ту работу, о которой мечтал Б.П.: дать ссылки на литературу, которая относится к тому или иному фактору, а также начать их сортировать и… добавлять новые (свой текст буду выделять курсивом). Задача, скажу вам, оказалась не из лёгких, потому что КАЖДЫЙ ФАКТОР – это отдельное направление, иногда настолько глобальное (как факторы под номерами 19, 20, 26…), раскрыть которое было бы возможно, написав не одну книгу… Так что «быстренько пробежаться по пунктам», как я планировала в начале, не получилось, и «пробежка» плавно перетекла в многочасовое «погружение»... Получились комментарии-размышления к группе факторов или к каждому фактору.
Главную цель этой работы вижу так: «расшевелить» мысли родителей в этом направлении, чтобы в каждой семье развивались, кроме перечисленных, и СВОИ факторы – здесь еще не упомянутые.
 
     Факторы формирования и развития творческих способностей детей (Б.П. Никитин).
 
  1. Желанный ребёнок – защищенность, здоровая психика, биоэнергетическая поддержка окружения.
  2. Благоприятные условия беременности: запрет на лекарства, вино, табак. Вместо «бережения» - активная жизнь и разносторонняя деятельность матери. Эмоционально-речевое общение с плодом.
  3. Естественные (немедикализованные) роды. Наилучшие – домашние. Немедленное прикладывание к груди (до выхода последа), физический контакт «кожа к коже» с мамой. Как результат – избавление ребенка от «букета болезней цивилизации».
  4. Естественное вскармливание, т.е. питание только грудным молоком матери и водой до прорезывания первого зуба (с 0 до 5-9 мес.), т.к. «коровьи белки» смесей угнетают развитие нейронов мозга в период их бурного роста и снижают иммунитет.
  5. Постоянный контакт ребёнка с матерью с 0 до 1,5 лет (по возможности днем и ночью) – физический, биоэнергетический, визуальный, эмоционально-речевой.
  6. Запуск врожденных рефлексов: хватательного, опорного, шагового, ползания, плавательного и др., дающих толчок развитию интеллекта («ведущей системой у новорожденного является скелетно-мышечная, все другие развиваются коррелятивно» - И.А. Аршавский).
 
Об этих шести факторах последние 15 лет стали говорить очень много – не как о факторах развития, а как о необходимейших условиях нормального «старта жизни» каждого человека. Сейчас можно найти немало соответствующей литературы. Я перечислю некоторые, которые попадали мне в руки на русском языке (работы И.А. Аршавского и Никитиных здесь не упоминаю :) ):
Айна Мэй Гаскин «Духовное акушерство» (перевод еще в рукописном виде 80-х годов)книга скорее для специалистов-акушеров, хотя там говорится не столько о медицинской помощи в родах, сколько об уважении к роженице и её чувствам;
Мишель Оден «Возрожденные роды» (перевод 1994 г.)спокойная и понятная всем книга, написанная опытным акушером-гинекологом. Позже переведены и изданы другие его книги – такие же вдумчивые, написанные с огромным уважением и к рожающим женщинам, и к медицине.
Александр Наумов «Домашние водные роды. Современное состояние проблемы» (1994 г.)очень информативная, серьезная книга, которую сходу не осилить;
Грантли Дик-Рид «Роды без страха» (перевод 1997 г.)опыт английского врача-акушера 30-х годов ХХ века и его знаменитые выводы о прямой зависимости родовой боли от наших страхов;
Жанна Цареградская «Ребенок от зачатия до года» (пособие по перинатальному воспитанию, 2005) пособие написано скорее для специалистов, чем для родителей; немало спорных моментов (автор – противник водных родов и др.);
Алла Киржаева «Откровения матери о родах, и не только о них» (2006) – очень интересный взгляд на роды (и не только на них) врача-ветеринара;
Алишани Акин и Дарья Стрельцова «Девять месяцев и вся жизнь» (2007)сильная и убедительная книга, авторы которой врачи и матери одновременно;
Елена Шихова «Роды в радость или Как избавиться от боли» (2007) непростой опыт своих родов, переживаний…, жизни с детьми;
Лиа Хазард «Домашние роды. Книга для папы» (2011, перевод)опыт доулы и несколько рассказов о родах глазами пап, как они это пережили;
Екатерина Осоченко «Легко родить легко» (пособие для будущих мам, 2012 г.)хороша для тех, кто только-только открывает для себя путь «естественного родительства». Я бы советовала дарить ее всем молодожёнам.
Линда Розенбаха в сотрудничестве с акушерками Диной Цепле, Рудите Брувере, Айей Миковой и психологом Иреной Кондрате «Радость ожидания и чудо рождения» (Рига, 2011) – высокопрофессиональная и одновременно практичная книга.
Есть еще и журнал «Домашний ребёнок» (выходит с 2009 г.), который радует искренними рассказами родителей и специалистов, идущих путем «экологического воспитания» и «природосообразной педагогики».
Это далеко не полный перечень тех книг и журналов, которые можно почитать в подтверждение важности первых шести факторов. Как ни странно, но, несмотря на такое изобилие разнообразной литературы по вопросам естественного родовспоможения и первого года жизни, я пока не смогла добавить к уже перечисленным факторам новые. Может, это сделают специалисты?
 
  1.  Свобода познания мира. Ползание – одно из сильных средств развития творческих способностей, недооцениваемое многими (боятся «грязи», синяков, царапин, т.е. мелочей, и упускают важное – развитие детей). Кроватка и манеж – способ изоляции от мира… Кроватка нужна только для сна, а манеж - не более чем на час в день. Остальное время – на свободе.
 
Этот фактор многие еще недооценивают, и говорят о нем пока мало. Думаю, что книжка Жан Ледлофф «Как вырастить ребёнка счастливым» (2004) поможет прочувствовать его лучше. Фактор, на самом деле, очень многообещающ не только для творческого развития ребенка, но и для умения ПАДАТЬ (что по-настоящему ценят лишь спортсмены, но как же это умение выручает во многих жизненных ситуациях!), для обучения осторожности, и для устойчивости его психики в будущем (есть соответствующие исследования).
 
8. Обогащение обстановки для разнообразной деятельности в доме и во дворе. Развитие потребности в движении, строительстве, творчестве… Турничок в кроватке с трех месяцев, мячи, каталки, манипулятивные игры, мешки с галькой от 1 до 20 кг, карандаши, краски, пластилин и др.
 
Об этом факторе многое можно почерпнуть у М. Монтессори, Г. Домана, в Вальдорфской педагогике… Да в каждой семье, думаю, есть в этом отношении свои наработки! Хотя именно о «развитии потребности в движении» я не нашла ничего лучшего, чем у БП - это касается «Индексов справедливости», которые я бы выделила в отдельный «подфактор». Но, пожалуй, под номером 9а – после «Спорткомплекса».
 
  1. Спортивный комплекс В.С. Скрипалёва (7 мес. – 12 лет) на 1,5 - 2 кв.м. – «Гимнастическое дерево» в квартире. Выход из «Плоскости» (с пола) в «пространство» (в третье измерение), резкое повышение сложности и по величине требуемых усилий.
 
Не знаю, почему БП выделил именно «спорткомплекс Скрипалёва», хотя был и «спорткомплекс Привалова» (дочка Анатолия Привалова, знаменитая чемпионка мира по бегу Ирина Привалова, в детстве бывала у нас с папой), и были наши спортснаряды (и в доме, и во дворе). Они – отличная «среда обитания» для детей разного возраста и взрослых. А поддержание себя в должной физической форме – это бодрое настроение, желание придумывать, творить… И если привычка двигаться заложена с раннего детства – это спасение от многих болячек и хандры на многие годы. Сейчас есть «игровой комплекс Григоренко», продуманный художественно и инженерно – творческое проявление родительской любви и заботы, где спортснаряды красиво вписываются в игровое и рабочее пространство детской комнаты.
 
        . «Индексы Справедливости». О них пока не написано подробно нигде, кроме нашего сайта – знакомьтесь! Тем, кто еще не проверял себя по ним, трудно представить, как подобные соревнования (прежде всего, с самим собой!) стимулируют держаться в хорошей физической форме, а значит, с радостью заниматься любыми делами, в том числе творческими.
 
Я бы назвала весь «фактор № 9» так – «крепость здоровья», которая может формироваться с помощью и спорткомплексов, и танцев, и пеших или вело- походов… - кому что ближе. Важно не тормозить детей в этом направлении, а дать максимальные возможности для ДВИЖЕНИЯ (может быть, такое название было бы более правильным для фактора № 9?).
 
 

  1.  Интеллектуальные (творческие) игры Никитиных (1,5 – 15 лет и старше)

Высокая умственная нагрузка и творческая ее направленность. Вместо обычного получения готовых знаний – метод их добывания и, значит, - саморазвитие. Предупреждение НУВЭРСа. Своеобразные "спортивные снаряды для ума".

 
Сейчас можно купить некоторые из этих игр, но играть в них так, чтобы они работали максимально, умеют немногие. В то же время, если соблюдать главные правила этих игр, описанные в книге БП «Интеллектуальные игры» (последнее издание – 2010 г., Световид), то даже обычная уборка дома или мытьё посуды могут превратиться в настоящую развивающую игру :).
Отмечу, что все «Интеллектуальные игры Никитиных» сам автор – БП – считал существенным, но далеко не единственным фактором развития творческих способностей.
 
 
  1. Раннее чтение, счёт, письмо (с 2-3-х лет). Географические карты, планы, глобус, чтение и счёт опущены до уровня быта. Методика Глена Домана (Doman), кубики Н.Зайцева, материал М.Монтессори.
 
11А. Видимо, сюда же подпунктом можно добавить знание нескольких иностранных языков. Сейчас есть интересные и эффективные методики обучения им. Это и книги Валерии Мещеряковой (её курс «IloveEnglish»), и сайт Ольги Соболевой http://goodwland.ru/ 
Есть замечательные книги о своевременном (т.н. «раннем») развитии детей (и не только об этом): Синити Судзуки «Взращённые с любовью», Масару Ибука «После трёх уже поздно». И конкретные методики и материалы – повторюсь! – Марии Монтессори и нашего талантливого педагога Николая Александровича Зайцева.
 
Однако само по себе «раннее чтение, счёт, письмо…» может быть и… тормозящим творческое развитие ребёнка! Этот «фактор», на мой взгляд, очень второстепенен, и может быть лишь дополнительным, гармонично вписываясь в жизнь каждого малыша индивидуально. Погоня за рекордами здесь чревата другими серьёзными проблемами.
 
  1.  Лесенка возрастов (3-7 лет) в многодетной семье или разновозрастные группы в детском саду. Старшие, хорошо развитые дети (умеют читать, считать, конструировать, заниматься на спорткомплексе) могут великолепно передавать свои знания и умения младшим (иногда лучше взрослых).
 
Среди детских учреждений этот фактор учитывается, кажется, только в Вальдорфской педагогике. Прекрасно пользуется им М.П.Щетинин (в его школе старшеклассники преподают младшим). Подавляющее же количество детсадов и школ не придают ему значения. А зря – обучение идет значительно эффективнее.
Зато в многодетных семьях, где старшие дети с радостью делятся с братьями-сёстрами своими знаниями, младшие начинают и говорить раньше, и обучаются всему проще. Причем, как мы замечали в своих семьях, от братьев-сестёр всё усваивается значительно быстрее, чем от взрослых. Видимо потому, что и общие интересы ближе, и взаимопонимание лучше, когда нет значительной разницы в возрасте.
 
 12А. В этот же фактор я бы добавила – общение с бабушками-дедушками. И хотя я выделила это в «подфактор», считаю его наисерьезнейшим. Ведь с добрыми, умными и любящими дедушками-бабушками идет не просто обучение чему-либо новому, а происходят, на мой взгляд, важнейшие процессы: неторопливая передача опыта, когда идёт некое «пропитывание» маленького человечка жизнестойкостью – спокойствием к жизненным испытаниям (а без них так непросто творческому человеку!). Это идёт через сказки; рассказы о том, как жили раньше; через выразительное чтение вслух хороших книг (такое чтение –отдельный фактор развития!)… Я обратила внимание на такую интересную зависимость: единственные сыновья, которых воспитывали бабушки, нередко становятся многодетными отцами (!) – в отличие от тех единственных сыновей, воспитываемых родителями и детским садом, которые максимум решаются на одного ребёнка в семье :) .
И уж не говорю о том, насколько важно для самих дедушек-бабушек близкое и долгое общение с малышами! 
 
  1. Сокращение времени обучения в начальной школе (6-8 лет). Чем выше развит ребёнок творчески и чем дольше он будет в начальной школе, тем более затормозится его развитие. Поэтому ребенка, умеющего читать и считать до ста, помещать сразу во второй класс, переводить в следующий в середине года, экзамены сдавать экстерном. Применять теорию Гидеона Карми ("Творческое мышление", Израиль), "принцип практической необходимости" К.С.Скорохода, "опережающее обучение" С.Н.Лысенковой.
 
Школьные методики, учебники, многочасовое сидение на одном месте и т.д. и т.п.… – не располагают к творческому подъему ни взрослых, ни детей. Реально получается, что современная ШКОЛА в целом – это тормозящий фактор для развития творческих способностей (как и здоровья детей!). Особенно в начальной школе, а ведь именно в 7-9 лет ребятишки очень хотят учиться и очень быстро всё усваивают!
Но здесь есть ОПАСНОСТЬ: «перескакивание» через классы (кстати, как и «рассортировка» детей «по способностям» или «профилю»!) очень затрудняет для ребёнка налаживание глубоких взаимоотношений с одноклассниками. На мой взгляд, когда ребёнку приходится «менять класс», в котором у него есть друзья, происходит даже некое… предательство (и себя, и друзей своих…).
Такие педагоги, как К.С. Скороход (его «Принцип практической необходимости» вполне заслуживает того, чтобы выделить его в отдельный фактор!) и С.Н. Лысенкова – большая редкость. Когда всем детям прямо в классе предоставляется возможность развиваться каждому в своём темпе! А разные способности учеников используются как дополнительный развивающий фактор (взаимопомощь!).
Последние лет пятнадцать, чтобы не тормозить развитие ребёнка в начальной школе, можно было перейти на так называемое
      
13А. «Семейное обучение» (яркий пример: сайт Алексея Карпова «папаКарп»), о котором БП и ЛА могли только мечтать… – этот фактор я бы выделила совершенно отдельно. Такое серьёзное направление в образовании, набирающее силу, в этом учебном году (2013-2014) вдруг встретило серьёзные препятствия со стороны российских образовательных госструктур. Будем надеяться на лучшее, но пока «семейное обучение», насколько я знаю, находится в «подвисшем состоянии»…
 
Из литературы могу назвать только книгу А. Карпова «Повесть о педагогической свободе».
А вообще к фактору № 13 – книги С.Н. Лысенковой и материалы К.С. Скорохода, которые размещены на нашем сайте. Кроме того, есть замечательная книга Дж. Гатто «Фабрика марионеток» (2006), которая помогает взглянуть на школу, как на структуру, более глубоко. Сюда же хотелось бы добавить работы В.Ф. Базарного – о способах решения некоторых проблем школы, касающихся здоровья учеников.
 
 
  1. ТИО (Технология индивидуального обучения) Ю.А. Макарова. Окно в новую «дидактику творчества», призванную не только дополнить, но и частично заменить «дидактику исполнительства» Я.А. Коменского.
 
На мой взгляд, очень перспективная вещь в обучении, если есть толковый учебный материал (учебник), по которому каждый учащийся может учиться самостоятельно. Работать этот фактор начинает ориентировочно с 5-го класса. Главное, чтобы к этому времени не пропало желание учиться. Лет 10 назад мне посчастливилось видеть, КАК работает в классе сам Юрий Афанасьевич Макаров. Помню, что все в классе были заняты, каждый работал в своём темпе, никто не отвлекался, хотя в целом обстановка была очень спокойна; иногда, не поднимая руки, кто-нибудь поднимался и подходил к учителю… – такого делового настроя на учёбу (шестой класс!) я за свою жизнь в школе больше не встречала. Практически всё выглядит, как САМОобучение, но Учитель всегда готов оказать тебе помощь..
В Интернете можно найти сайт Ю.А. Макарова (www.makarov-tio.ru) – там есть учебники в форме ТИО почти по всем учебным предметам.
 
  1. Мастерская (или рабочий уголок) в квартире для работы и технического творчества детей и взрослых. Каждому свой верстак, тиски, набор инструментов и материалов для взрослого и ребенка, но инструменты настоящие, а не бутафорские. "Золотые руки" бывают только при умной голове или, точнее, "золотые руки" делают "золотой" и голову.
 
Как существенен этот фактор! Дети чутко отличают «придуманные» дела от реальных, и включаются по-настоящему именно в необходимые дела (это часто происходит с помощью игры, но и сама игра отражает суть реальных дел!). Именно в общих делах с папой и мамой развитие «мелкой моторики» может происходить и ненавязчиво, и тщательно, и длительно… Однако многие взрослые даже в семье долго боятся давать детям настоящие инструменты (ножи, ножницы, иголку, молоток, лопату…), которые очень интересуют детей уже с полуторалетнего возраста. А в детских садах ребятишек ограждают от реальной жизни еще больше. Судя по тому, что мне удалось узнать, у «вальдорфцев» в этом направлении дело обстоит лучше других детских учреждений.
Но всё равно: главная забота детских учреждений – это безопасность, которая достигается, увы, одним способом: ограждением от опасностей (что сделать достаточно просто, но очень недальновидно). И мало кто знакомит детей с опасностями – что трудоёмко, но чрезвычайно существенно для всей дальнейшей жизни детей (на эту тему см. на сайте статью БП «Два пути предупреждения травматизма»).
По поводу Мастерских стоит говорить отдельно и много. Фактор с огромными перспективами, но ему пока не уделяется должного внимания. Во всяком случае, я не могу написать сюда ни одного названия соответствующей книги. Да и среди детских товаров невозможно увидеть НАСТОЯЩИЕ «орудия производства» – молотка, напильника, пилы, отвёртки, гаечных ключей, станков, швейной машинки… – для РЕАЛЬНЫХ, неигрушечных дел… Вот бы в каком направлении работать нашим «игрушечным» производителям!
 
  1. Олимпиады или тестовые проверки. Давать ребенку, как только научится читать, самого разного типа и сложности, а с 9 -10 лет даже тесты для взрослых.
             Тесты: а) Позволяют измерять достигнутый уровень развития.
                           б) Развивают творческие способности, даже если применяются нерегулярно.
                           в) Доставляют удовольствие детям, и тем большее, чем развитее ребенок.
                        г) Укрепляют нервную систему, формируя умение спокойно относиться к проверкам, экзаменам, соревнованиям и в сложной обстановке выдать максимум того, на что ребенок способен.
 
Этот фактор сейчас вроде бы даже получил своё развитие – в виде тестовых проверок в институтах и в школе (подготовка к ГИА и ЕГЭ сейчас идёт чуть ли не с 1-го класса!). Однако и ГИА, и ЕГЭ очень далеки от тех важных характеристик тестов, перечисленных БП выше (кроме разве последнего – умения стойко относиться к проверкам – да и то не у всех это происходит). Короче, на мой взгляд, чтобы тесты действительно развивали творческие способности, а не были только проверкой количества знаний ученика (что происходит сейчас), их должны и составлять творческие люди… Уверена, что такие задания и тесты есть, но я не занималась их поиском. Мы сами до сих пор пользуемся тестом БП на Птур (показатель творческого умственного развития): Б.П. Никитин, «Как измерить развитие ребенка», М., 1997 г. А ещё нам известны тесты Г. Айзенка из его книги «Проверьте свои способности».
 
 
  1. Рядом увлеченный взрослый,  блестящий Мастер своего дела (Учитель!). Ребенок видит отличную работу, усваивает отношение к делу, приобретает шкалу ценностей Мастера и "заболевает болезнями Мастера", главная из которых увлеченность делом.
 
Считаем ли мы, взрослые, этот «фактор» существенным для развития ребёнка? Увы, общее направление нашей сегодняшней жизни таково, что дети всё меньше и меньше видят рядом увлеченно работающего человека, тем более – Мастера своего дела! Школьного учителя всё больше заменяет компьютер… Да и нас самих – какими видят наши дети?... А ведь стоит серьёзно задуматься: не из-за этого ли у нас берётся столько людей, равнодушных практически к любой работе?..
Дж. Гатто «Фабрика марионеток», С. Судзуки «Взращенные с любовью».
 
 
  1. Увлечённость ребёнка творчеством (самыми разными видами) – с 5-10 лет. Сначала из готовых деталей (кубики, конструкторы), потом из материалов. Моделирование — сильный и долгодействующий фактор. Биографии крупных изобретателей и инженеров подтверждают это (академики Крылов, Туполев, Королев, Яковлев и др.). В известном смысле "великая увлеченность создает великих людей". "Увлеченность" можно назвать самым многообещающим фактором, так как она может стать и самым могучим в жизни.
 
Снова об увлечённости! Теперь уже детской. Это важно? Думаю, на словах согласятся многие. А вот на деле мы, взрослые, только и делаем, что не даём развиться этой самой увлечённости.
На мой взгляд, все регламентированные занятия в современных дошкольных «развивающих центрах» (к примеру: полчаса – математика, полчаса – рисование, полчаса – чтение, полчаса – танцы) не способствуют увлечённости. Кроме того, в рамках подобных занятий практически всё время расписывает взрослый: куда идём, когда берем карандаш, куда смотрим, когда творим… Для формирования этой самой увлеченности мы, взрослые, не даем ребёнку никакой возможности сосредоточиться – на это просто не хватает времени! И на это практически никто не обращает внимания, наоборот: скорей, скорей – надо на следующее «развивающее» занятие!   Быть может, я утрирую, но, на мой взгляд, основная масса подобных «развивающих занятий» только рассеивает внимание детей, не давая сосредоточиться на чём-то одном. А ведь уже трёхлетний человек может по 1-1,5 часа самостоятельно заниматься одним делом!
К этому фактору – работы А.А. Ухтомского о доминанте (немного о ней рассказано в книге Л.А. Никитиной «Родителям ХХI века», 1998) и замечательная книга И. Чутко «Красные самолёты» (о конструкторе Р. Бартини), а также упомянутая выше С. Судзуки «Взращенные с любовью».
 
  1. Участие в производительном труде в соответствии с физическими и психическими способностями ребенка. Труд должен быть ежедневным, оплачиваемым, высокоорганизованным (нормы, качество) и на своем (школьном) производстве.
С 6 до 9 лет — в течение 1 часа,
с 9 до 12 лет — 2 часа,
с 12 до 17 лет — 3-4 часа.
Современная словесно-книжная школа воспитывает пассивного иждивенца-потребителя и создает все трудности морально-этического плана. Наше спасение в создании школ труда и творчества, школы-хозяйства, по опыту великого А.С.Макаренко.
 
Этот «фактор» БП считал фундаментальным (на сайте есть таблица БП «Школа вчера и завтра»). Есть замечательная литература на эту тему: кроме книг Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», есть ещё:
      Георгий Павлович Сологуб «Каждая минута жизни» – об опыте работы в Очёрской спецшколе;
      Александр Александрович Католиков «Дом моих детей» – о школе-хозяйстве в г. Сыктывкаре;
      Александр Иванович Новиков (самиздат и рукописи его есть в нашем семейном архиве).
Каждое из перечисленных имён (а я думаю, что есть подобные школы и сейчас, только мы о них не знаем!) – это целый Мир, огромнейший и ценнейший Опыт, которому нам всем еще предстоит учиться и учиться. Потому и пишу каждого из этих людей с именем-отчеством.
Есть и книга Светланы Гладыш о Болшевской трудовой коммунне – «Дети большой беды», где автор тщательно собрала бесценные документальные материалы.
 
  1. Считать ребенка Человеком. Новорожденный за первые 3 года проходит возможно главную школу жизни и выделывается в Человека. Уважать его надо не на словах, а в каждом деле. Серьезность и уважительность отношений усваивается ребенком так же, как все другое. К 7-10 годам его интеллект будет почти на уровне взрослого (70-80%). В такой обстановке нет "капризов", "кризисов", "трудных детей".
 
Это – один из основополагающих «факторов», а ещё и условий нормальной жизни каждого человека. Я бы только добавила, что считать ребёнка Человеком можно – и надо! – еще ДО его Рождения. Об этом можно почитать в тех книгах, которые упомянуты в факторах 1-6.
А вообще об этом «факторе» нам всерьёз напоминают книги доктора Януша Корчака («Как любить детей») и учителя Ш.А. Амонашвили, а также книги М. Монтессори, С. Судзуки и, думаю, многие другие.
Однако сейчас появилась некая серьёзная опасность, когда ребёнка, условно говоря, «человеком считают», а окружающих – не очень. Я встречалась с убеждением, что «ребенку до трех лет позволительно ВСЁ, а ругать его, и запрещать что-либо вообще нельзя – это нарушает его психику…». Ну что ж, жизнь, конечно, скорректирует потом то, что позволялось ВСЁ. Но ведь сейчас набирает силу так называемая Ювенальная Юстиция (ЮЮ), которая узаконивает привилегированность детей каким-то, на мой взгляд, извращенным способом. ЮЮ и подобные ей структуры, «защищая детей» от собственных родителей (что само по себе абсурдно, и возможно в единичных случаях!), порождают в самих детях распущенность, вседозволенность, махровый эгоизм… – причём, в самом примитивном виде, лишая наших детей одной из самых огромных Радостей жизни – Заботы о других, прежде всего о своих родителях, лишают умения считаться с другими. Ну, невозможно быть Человеком за счёт другого, невозможно быть Человеком и захребетником одновременно… Т.е. ЮЮ, по сути, обесчеловечивает наше общество…
 
  1. Интерес старших к творческим успехам детей. За успехи в творчестве детей не столько надо хвалить, сколько искренне радоваться их достижениям… Учитель Реутовской школы (Моск. обл.) Игорь Павлович Волков открыл в школе "творческую мастерскую" и завел "творческие книжки" на каждого увлеченного творчеством ученика, куда записывал их изделия, проводил выставки работ в мастерской и школе и увлекал до 20-25% учеников. И.П. Волков стал известен как педагог-новатор, первый в России увидевший юных творцов и блестяще помогавший им развивать свои способности.
 
Сейчас этот «фактор» получил развитие в виде так называемого «портфолио» (а в дальнейшем, для взрослого, теперь существует «резюме»), которое, как я понимаю, составляется самим ребёнком с помощью родителей (или только родителями). Эти «портфолио» похожи на «творческие книжки» Игоря Павловича Волкова, где успехи ребёнка отмечаются (вписываются) и родителями, и учителями, а кроме того, подтверждаются фотографиями, грамотами и т.п.
Как я понимаю задачу «творческой книжки» (мне намного ближе такое название, чем «портфолио»): она нужна прежде всего для САМОоценки, для работы над собой… А портфолио – для того, чтобы «показать себя, как товар», и здесь нередко происходит преувеличение своих заслуг (скромность здесь не у дел :(). И это уже проблема культуры каждого из нас (умения быть объективным, справедливым) и… «социального заказа» (основной ориентир не на реальные дела, а на красивую «подачу себя»).
 
 
22. Ориентация на развитие творческих способностей. Обучение (т.е. "объяснение", "рассказ", "урок"), давая" готовые знания", развивает лишь исполнительство. Развитие же творческих сил начинается только там и тогда, где есть "проблемы", трудности, задачи, а КАК их решать, неизвестно. Для этого нужно реальное творческое дело. Даже в быту их можно находить, задав, например, детям задачу: как лучше колоть орехи (молотком, дверью, орехоколом, в слесарных тисках?) или им подобные.
Есть великая формула К.Э.Циолковского: "Сначала я открывал истины, известные всем; затем стал открывать истины, известные лишь немногим; и, наконец, научился открывать истины, еще никому не известные." Надо помочь ребенку идти именно таким путем, не бояться "открывать Америку", "изобретать велосипед" и т.п.
 
Да, возразить нечего, но именно этого не умеет подавляющее большинство взрослых, особенно дипломированных педагогов – ведь и в школе, и в педвузах учат именно умению «подавать» готовые знания, а «творческие работы» учащихся делаются согласно ЦУ учителя и под его пристальным оком. В школе практически исключены такие задачи, где надо додуматься САМОМУ: учитель сегодня обязан всё объяснить, «разжевать и в рот положить» – у части педагогов именно это считается достижением и умением преподавателя.
Увы, никакой литературы о том, КАК умело создавать детям трудности и проблемы, которые ребята смогут решить без подсказок и объяснений взрослых, не знаю. Кроме книги «Интеллектуальные игры» Б.П. Никитина ))).
 
 
23.   Круглогодичная школа. Естественное развитие и обучение ("в тон и такт природе"). Смена видов деятельности: труд, учеба, спорт, творчество, не ведущая к накоплению усталости и позволяющая избегать остановки и деградации развития в летние каникулы.
 
У БП в скобках написан, как автор идеи этого «фактора», С. Шевнин. К сожалению, связь с этим человеком потеряна. Но ведь об этом же думали те же А.С. Макаренко, А.А. Католиков, Г.П. Сологуб (см. фактор № 19). Кроме того, сейчас многим известна школа Михаила Петровича Щетинина, где реально осуществляется этот важнейший принцип развития (среди прочих других))). Подобные задачи решает и подмосковный Детский лагерь навыка Skill Camp (www.skillcamp.ru).
 
 
24.   Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Идея Г.С. Альтшуллера отказаться от Метода Проб и Ошибок (МПИО), изобретать по правилам, и заменить "озарение" высококвалифицированным, но доступным каждому трудом, привела его к разработке новой науки и созданию школ ТРИЗ во многих городах России. ТРИЗ содействует развитию изобретательности, многому учит, но... решает только часть проблемы "загадки таланта". А МПИО жил, живет и будет жить, пока существует человечество.
 
О ТРИЗе я сама знаю мало. Кто заинтересуется – найдёт необходимую информацию в Интернете. Борис Павлович был когда-то приглашён на одну из Всесоюзных конференций по ТРИЗ, выступал там. Фрагменты из выступления БП на этой конференции вошли в книгу Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ) и его ученика И. Верткина "Как стать гением".
 
 
25. Интеллектуально-Творческие Игры (ИТИ). "Мозговой штурм" генерирование идей группой в 6-15 человек в течение 30-50 минут, при полном запрете на критику. Организационно-Деятельностная Игра (ОДИ). Нахождение самых развитых в творческом отношении и создание им благоприятных условий для решения творческих задач. Это поиск, мобилизация и использование уже имеющегося творческого потенциала.
 
Этот фактор комментировать не буду – просто не знаю ни ИТИ, ни ОДИ. Хотя известно, что подобных «мозговых штурмов» и тренингов сейчас существует немало.
 
 
26. Философия творца, труженика. Серьезное творчество, особенно в науке и технике, будет малоэффективно без применения основ диалектики. И хотя "диалектика никогда не может рассчитывать на то, чтобы быть воспринятой всеми; напротив, она всегда останется специфическим талантом любимцев богов", как писал К. Маркс, она является новым, исключительно важным и творческим этапом в становлении мировоззрения, и мыслящие люди должны об этом помнить.
 
Этот фактор слишком специфичен для БП. Спорить и рассуждать на подобные темы не считаю здесь возможным. Кроме того, не хотелось бы философии и верования людей сводить к «факторам творческого развития», хотя, по сути, так оно и есть. Думаю, что для людей любой культуры (главное: семейных людей!) остаётся важным «фактором» жизнь в отдельном Доме, со своим кусочком Земли – именно это, по-моему, во многом рождает «философию труженика, творца». А если уходить из Дома – в Квартиру, от мира Природы – в мир Виртуальный, то и творчество наше становится безжизненным, бездомным... Сейчас немало говорят об экопоселениях, «эковоспитании» и т.п. Одна из книг на эту тему – Жан Ледлофф «Как вырастить ребёнка счастливым (принцип преемственности)».
 
 
Подытоживая «Факторы…» не могу не добавить «свой», быть может, специфический для меня ))), фактор – под условным названием «Музыка: классическая, бардовская, народная: колыбельные и другие хорошие песни»  (недаром же про плохого человека на Кавказе говорили: «Мать над колыбелью не пела ему песен…»).
О музыке могу говорить бесконечно. Считаю, что она гармонизирует всю нашу жизнь, настраивает её на нужный лад, помогает избавляться от усталости, напряженности… Причем, как же важно не только слушать, но и самому играть на инструменте, петь… Одно хоровое пение чего стоит! А танцы народные?! Тут и взаимопонимание, и нагрузки физические какие, и артистизм, и творчество…
Потому считаю очень важным изучать опыт наших соотечественников Г. Струве и Д. Кабалевского… Их книг, увы, не читала, а знакома лишь с книгой потрясающего преподавателя музыки в г. Твери Степана Ованесовича Мильтоняна «Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма» – книга не очень проста для чтения, но она очень перекликается с книгой Синити Судзуки «Взращённые с любовью».
Надеюсь, что Б.П. поддержал бы этот «мой фактор». )))
 
И ещё. Совсем недавно мне попала в руки книга «Правила развития мозга вашего ребёнка. Что нужно малышу от 0 до 5 лет, чтобы он вырос умным и счастливым» (ЭКСМО, Москва, 2013). Автор этой книги – американский учёный Джон Медина – по сути проделал работу, схожую с тем, что пытался по-своему сделать Б.П., перечисляя «Факторы…». Меня очень порадовало, что и у Дж. Медины, и у Б.П. серьёзное значение придаётся течению беременности. Кроме того, в своих «Правилах…» американский учёный делает выводы, касающиеся физиологии новорожденных, схожие с выводами в работах И.А. Аршавского.
Джон Медина подробно растолковывает свои выводы, умело поддерживая лёгкий для восприятия тон книги, и серьёзно углубляется в сторону психологии взаимоотношений между взрослыми и детьми. Б.П. о психологических тонкостях почти не упоминает (кроме, разве, фактора 20!), и «Факторы…» Б.П., в отличие от «Правил…» Дж. Медины, очень кратки. Однако и более разнообразны, и охватывают больший период по возрасту.
Поэтому, думаю: книга американского учёного, исследователя мозга, Джона Медины существенно дополняет «Факторы…» Б.П. Никитина, а не наоборот ))).
         
На мой взгляд, «Факторы…» – огромное поле деятельности не только для размышлений, но и для научных педагогических исканий. Они просто ждут настоящих Учёных! ))) Кроме того, «Факторы…» рассматривают огромную задачу воспитания в детях (и в родителях!) творческих способностей с разных сторон, помогая вспомнить о том, что мы часто упускаем или о чём просто не задумываемся в повседневной суете.
        
 А какие факторы добавили бы вы? :)
 
 
 

Комментарии


Пожалуй духовный.Без этого фактора личность не увидит цели в жизни.Кто он,для чего живет,где черпать силы для любви к ближнему?

Спасибо большое за статью и за сайт в целом. Я дизайнер, и в будущем хочу производить игрушки, ваш 15 фактор обяательно возму на заметку.

Регина! Я только сегодня посмотрела, какой именно фактор у БП под номером 15 ! И очень рада, что именно на МАСТЕРСКУЮ Вы обратили самое большое внимание ))). Для развития всех детей это очень существенно! Думаю, что это даже в чём-то знаменательно: в первый день Нового года первый мой комментарий на сайте - о Мастерской ! )))

Уважаемые Борис Павлович и Елена Алексеевна как будет не банально, но свой вклад в воспитание и правильное формирование ребенка как физически так и психологически вы внесли, все + и все - пронесли через свою семью, получается лаборатория по рождению технологии у вас как нельзя лучшая, настоящая. Вы необыкновенно смелая семья, и необходимые ученые нашей стране. Я восхищена вашими способностями и возможностями данными вам свыше.

Знаете,я поражаюсь тому,что в то время были такие родители, посвященные своим детям.У меня дочка 9 лет,и кажется я так много упустила в ее развитии, я окружила ее гипер опекой,неуважая личности и не поддерживая стремлений.теперь учусь вникать и быть чуткой.

Вопрос про семейный тип обучения? Как вы на это смотрите,спасибо вам за вас и ваших родителей,пусть бог даст вам здоровья.

В двух словах про "семейный тип обучения" не скажешь: много плюсов (особенно в отношении именно ОБУЧЕНИЯ), но есть и минусы (условно говоря, в отношении СОЦИАЛИЗАЦИИ)... Видимо, лучше создавать что-то вроде "семейных школ" )))...

Георгий Павлович Сологуб «Каждая минута жизни» – об опыте работы в Очёрской спецшколе; Александр Александрович Католиков «Дом моих детей» – о школе-хозяйстве в г. Сыктывкаре; Александр Иванович Новиков (самиздат и рукописи его есть в нашем семейном архиве). Каждое из перечисленных имён (а я думаю, что есть подобные школы и сейчас, только мы о них не знаем!) – это целый Мир, огромнейший и ценнейший Опыт, которому нам всем еще предстоит учиться и учиться. Потому и пишу каждого из этих людей с именем-отчеством. Есть и книга Светланы Гладыш о Болшевской трудовой коммунне – «Дети большой беды», где автор тщательно собрала бесценные документальные материалы. Где можно найти эти книжки?

Эти книжки есть в нашем семейном архиве... В интернете их не искала..., но видимо, они - бо-ольшая редкость... (((

Считаю, что ещё один важный фактор развития-путешествия. Обо всём можно прочитать в книгах и интернете, но увидеть всё своими глазами- огромные впечатления. Как говориться: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Про ПУТЕШЕСТВИЯ - интересно! Но хорошо бы как-то "развернуть" этот фактор - попробуйте сделать это сами, Марина !

А ещё родители, которые тоже хотят развиваться в различных направлениях.

Насчет родителей - поддерживаю:)

Анна Борисовна, еще одна интересная книга о музыкальном воспитании ребенка - это книга нашего харьковского музыковеда Григория Ганзбурга " Ваш ребенок и музыка". Выдержки из этой книги приведены в 15 номере журнала "Домашний ребенок". Очень интересно представлены мысли, как приохотить современного ребенка к занятиям музыкой, привить к ним любовь, что остается, по- моему, очень актуальной проблемой. Еще , считаю, интересное современное направление "Soft Mozart" - СТАТЬ ТАЛАНТЛИВЫМ МУЗЫКАНТОМ? ЛЕГКО! или мысли о традиционном преподавании музыки, в котором нет точки опоры Хелен Хайнер, Николай Курдюмов ________________________________________

Анна, добрый день! Спасибо большое за такую ценную информацию! Скажите, пожалуйста, а Мастерская для девочки (у меня пока только одна дочка) - это тоже молотки-стамески или всё-таки делать уклон в сторону "женских" занятий - шитье, вязание, вышивание?

Антонина, простите за не быстрые ответы. Смотрите на ребенка - что ему интереснее. И кто из взрослых будет рядом в это время? Если ей интересно с папой, который стучит молотком - почему бы и ей не постучать? Моя младшая обожала приколачивать гвозди с дедом, и сейчас справляется с мелкими "мужскими" задачами по дому легко, испытывая от этого удовольствие. А если рядом с мамой, бабушкой, которые шьют - прекрасно, пусть пришивает и вяжет. Очень важно, что сначала делаем вместе что-то, а потом они и самостоятельно увлеченно занимаются.

Спасибо, задаете направление, в котором хочется двигаться. Мысли зашевелились, аж страшно. Как все успеть, с чего начать. Я так поняла, что берешь кусочек и делаешь, потом следующий шаг. Как по лестнице.

Да, не по лестнице. Это должно стать образом жизни! Не все факторы всегда удаётся воплотить в жизнь, но многие факторы воплащаем. Дома стоит спорткомплекс Скрипалёва, закалялись долгое время и не болел ребёнок. Нет гиперопеки и много другого. Но сложновато воплотить всё в жизнь, когда муж не согласен. Когда есть семейные ссоры и скандалы.

Очень уважаю опыт Вашей семьи. Перечитала книги Ваши много раз. Значит, получается, что ходить в бассейн по времени и в центр развития - не очень хорошая идея? Мы уже год ходим. Хотя и самой можно ответить на этот вопрос.

Мне тоже хочется сказать о музыке,как о важном факторе развития. Я логопед, но далеко не все в логопедии мне нравится, особенно если дело касается тяжелых нарушений речи (когда нарушены мозговыеструктуры). В традиционных логопедических методиках почти ничего нет о музыке. Как мне близка эта мысль,что музыка гармонизирует нашу жизнь, но и не только жизнь,но способна гармонизировать,налаживать работу мозга, помогает устанавливать и восстанавливать связи в головном мозге. Замечательный логопед,автор собственной методики - Т.Б. Новикова-Иванцова начинает восстановление речи с пения,с обучения детей чувствовать,передавать ритм. И одна мама практически неговорящего ребенка писала,что прогресс в развитии начался тогда,когда девочка научилась слышать музыку, различать ритм (шагать и прыгать как зайка в такт музыки).

Валентина, благодарю за поддержку и "доказательства" того, что Пение, Ритм, мелодичная Музыка - это сильнейший фактор Развития детей! Верю, что БП - после таких комментариев - точно включил бы этот фактор в свой список )))

Ети вопроси имеют место только до возрасти 3,5 года, что би сохранить по больше невронов в мозге ребенка. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОДЧИНЯЕТСЯ 12 ПРАВИЛ УМСТВЕНОЙ ГИГИЕНИ. Они на болгарском язике, прошу прошение: 12 правила за умствена хигиена и отношение към мозъка #1. Приемайте достатъчно количество вода. Мозъкът ви се нуждае най-малко от два литра вода на ден, за да могат да функционират ефективно „електронните му вериги". Нервната тъкан (клетки, окончания, влакна) в химическия си състав съдържа 85% вода, докато в останалите клетки на тялото водата достига до 55-60%. Поддържане на нормалния воден баланс е от голямо значение за психическото и физиологическото състояние на организма, а неговото системно нарушаване води до редица заболявания с неясен произход и като правило погрешно третирани с медикаменти, вместо с приемане редовно и достатъчно количество вода. Самите нервни влакна със своите микротубули, подобно на телефонни кабели, представляват водно-транспортна система, по която се пренасят пакетираните в мехурчета нервотрансмитери до изпълнителните органи. Микротубулите дренират водата и ниския вискозитет около тях помага тя да бъде изпомпена от тъканта на нерва и от заобикалящото нерва пространство. #2. Усвоете техниките на дълбокото дишане, задържане на дъха и последователно издишване на тласъци (народното пеене). Мозъкът има нужда от богата на кислород кръв, за да работи добре. Еритроцитите, контейнерчетата, които носят кислород към клетките на мозъка, умират и се раждат всеки ден, а в организма живеят 127 дни. Масата на мозъка е 1400 – 1500 гр., но потребява 25% от необходимия за цялото човешко тяло кислород. Кратките почивки, движението, леките упражнения спомагат за доброто кръвообръщение. От друга страна, упражненията за задържането на дишането при малките деца и възрастните, стимулират мозъка към потребяване на повече кислород, което увеличава неговата мощ. #3. Установете режим на балансирано хранене. Приемайте разнообразна храна, като отчитате трите фази на денонощния цикъл: отделяне (0400-1200ч.), приемане на храна (1200-2000ч.) и усвояване на хранителните вещества от организма (2000-0400ч.). По-добре по-малко, но по-често. Повече плодове и течности (вода), които се приемат не по-късно 30 мин. преди и не по-рано от 3 часа след ядене. Избягвайте приемането на несъвместими храни. Човешкото тяло изработва всички необходими на мозъка аминокиселини с изключение на тирозин. В процеса на мозъчната дейност тирозинът се разлага на две много полезни химически вещества, наречени невротрансмитери: нофедрин и допамин, които способстват за будността и ефективното функциониране на паметта. Тази аминокиселина (тирозин) се съдържа в яйцата, киселото мляко, рибата, пилешкото и свинското месо. По-сложните въглехидрати като зеленчуците, ориза и плодовете, макар и полезни в друго отношение, съдържат аминокиселината триптофан, която забавя функционирането на мозъка. В тази връзка следва да се отбележи, че на «гладен стомах» се помни по-добре. Това от една страна е предизвикано от факта, че  цялата енергия на организма, извън необходимата за обмяна на вещества, се насочва към мозъка, т.е. не се изразходва енергия за храносмилане. А от друга страна, както са установили учените от Йейлския университет (САЩ), хормонът, отговарящ за усещането за глад – грелин, има и свойството да увеличава количеството на нервни връзки в мозъка, които имат отношение към паметта. Грелинът може да контролира част от висшите функции на мозъка и дава възможност да се обясни връзката на химично ниво между способностите да учим и метаболизма на енергията. #4. Осигурете на своя мозък седем и половина часа сън в денонощието. Спете в проветрено помещение със свободен достъп на свеж въздух. Най-доброто време за сън е това между 2100 и 0400 часа (народна традиция: лягане с кокошките и ставане с първи петли). Лишаването от сън е начин за сломяване психическата и физическата съпротива на човека. #5. Музиката, звуците с честота между 5000 и 8000 херца, са своеобразна храна за мозъка. Ухото играе ключова роля за захранването на мозъка с биоелектричество, чиито клетки, подобно акумулаторни батерийки, постоянно имат нужда от зареждане. Д-р Георги Лозанов през 70-те години на XX-я век открива, че бароковата музика с 66 такта в минута, като фон, е идеална при обучение и запаметяване. В Средновековието, в годините на Ренесанса, най-популярна е била бароковата музика, създадена от гениалния композитор Йохан Себастиан Бах и неговите последователи. Народното пеене и народните музикални инструменти излъчват звуци в посочения диапазон. #6. Използвайте всяка възможност да упражнявате пръстите на ръцете, китката и говорния апарат. Импулсите, излъчвани към кората на големите полукълба на мозъка при тяхното движение, също така я подхранват с биоелектричество. Чрез такива целенасочени упражнения по-леко и лесно се постигат говорни умения, подобрява се способността да слушаме и възприемаме, както и да разсъждаваме самостоятелно и творчески. Продължителното изпълнение на упражнения с пръстите на ръцете и китката повишава психическата устойчивост при участие в монотонни, еднообразни, безинтересни, продължителни отегчителни действия (омръзване и отегчение) и способства за поддържане на съсредоточено внимание в изнурителни процеси (внимание в час по дискриптивна геометрия). #7. Насочете своето внимание към усъвършенстване на сетивата си. Разширете полето на зрението си; опитайте се да смесите представите, предизвикани от различни сетивни възприятия; увеличете скоростта на възприемане на информация чрез игри, в които участва като състезателно-оценъчен елемент фактор „време"; повишете възможността си за едновременно възприемане на няколко обекта, от пет до девет. #8. Към изучаването на неизвестен обект започвайте винаги с цялостната картина, като постепенно раздробявате големите неща на по-малки, достъпни единици. Вашият мозък по-лесно получава мотивация за  усвояване на ново знание, ако предварително има представа за неговия обем и връзка с миналото знание. От тук нататък следва целеполагането и планомерният подход към ученето. #9. Разработете си удобен начин за представяне на информацията. Разработвайте си непрекъснато система от информационни символи (пиктограми), като същевременно използвате всички сетива за възприемане и представяне на информацията, за да изберете най-ефективните. Редовно провеждайте тренировки по бързо четене, бързо писане и бързо смятане. Опитайте се да усвоите жестомимичната реч. Насочете своите усилия към усвояване техниките на „бързото четене”, „бързото смятане” и „бързото писане”. Повишаване на скоростта и точността в извършването на всяка една дейност помага за освобождаване неподозираните възможности на вашия мозък. #10. Изработете си чувство за хумор. Свързването на възприятията със „смешното" и „странното" способства да бъдат запомнени по-леко, по-бързо и по-трайно, а смехът помага на мозъка да почива и да се възстановява, и му доставя положителнои емоции. Подобно на рекламата за „здрави зъби", мозъкът, за да бъде „здрав", постоянно трябва да „дъвче" нещо. Нещо интересно! #11. Не предизвиквайте страх и стрес у другите, ако искате да се покажат от към по-добрата си страна, а и на вас да дадат такава възможност. Поставен под стрес, мозъкът се грижи единствено за оцеляването си, а висшите умствени дейности, включително и мисленето, престават да се осъществяват ефективно. За да се разтовари, мозъкът предава стресовата възбуда от участъка, който е засегнат, към съответния орган, свързан с него, и предизвиква болестни изменения там, ако този орган не реагира по адекватен начин. #12. Разположете работното си място и леглото си с отчитане местоположението на полосите и пресечните зони на геопатогенната мрежа на Хартман. Правилното разположение предпазва от нежелана умора, отпадналост и снижава вероятността от заболявания. Научете се да определяте местоположението на геопатогенните зони с помощта на махало и да неутрализирате действието им чрез геопатогенни протектори, създадени от специалисти. От материала «Познавателните традиции на българите в бита, културата и политическата практика – истинският път към човешкото съвършенство».

Добавить комментарий